Чему учат креативных предпринимателей на программе «Бизнес-управление проектным бюро»
Выпускники программы 2024 года по-разному пришли к ведению собственного дела: архитектор Яков Абутов (A618) строил творческую мастерскую, а дизайнер Артем Воронов (LightLab.online) — светодизайнерскую экосистему. На программе они встретились в одной точке — осознании, что бизнес может быть и живым, и устойчивым одновременно, а команда не помеха личным амбициям.
Яков Абутов

Выпускник МА in Architecture and Urbanism, магистратуры МАРШ и программы «Бизнес-управление проектным бюро», основатель и главный архитектор проектов A618. Яков окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) в 2007 году по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». После проектирования двадцати мостов в крупном бюро он почувствовал, что ему не хватает творческого вызова. В поисках более интересной деятельности Яков продолжил образование в Central Saint Martins College по направлению «Архитектура и урбанизм» (2009), а затем в Государственном университете по землеустройству (специальность «Архитектура», 2015). Позднее окончил магистратуру в школе МАРШ, где его дипломным руководителем был Евгений Асс. Во время обучения стажировался в бюро Kleinewelt, работал архитектором и успел попробовать разные профессиональные направления.
О выборе пути и становлении бизнеса
«Мой одногруппник по МАРШ, Поль Филипп, каждый год менял университет. За пять лет обучения в архитектуре он успел поучиться в пяти вузах в разных странах Европы, а на четвертом заглянул в МАРШ. У него была четкая стратегия — получить опыт в каждом вузе. Мне кажется, это потрясающий подход и свобода. У меня путь был другой — скорее, по типу Сантьяго Калатравы, который тоже начинал с мостов и тоннелей. У нас с ним архитектура совершенно разная, но мы коллеги в том смысле, что оба прошли инженерную школу. Я учился там, где была возможность. Параллельно учебе в 2009 году открыл бюро. Расширяться не мог из-за загрузки, поэтому было комфортнее оставаться ремесленником и сосредоточиться на творчестве. Приглашал специалистов для совместной работы на несколько месяцев, после чего делал паузу и продолжал обучение. Кризисы были регулярны, приходилось работать в энергосберегающем режиме. В тот момент я убедился, что надо иметь диверсифицированную стратегию: заниматься всем, чем нравится, а чем не нравится, не заниматься. С тех пор я так и живу.
Большинство из моих сотрудников — универсалы. Мы работаем командно, иногда перегруппировываемся. Нас немного, и по духу это скорее студия или мастерская, а не бизнес с поточным производством, где каждый отвечает только за фасады или планы. Мне ближе творческая работа, и людям, которые ко мне приходят, это тоже интересно. Один-два раза в год к нам обращаются стажеры из разных вузов — находят сами.
В бюро мы занимаемся мастер-планами, генеральными планами развития, исследованиями, современной архитектурой и дизайном интерьеров. По сути реализуем все, чему научил МАРШ.



Проект дизайна интерьера для московской кофейни «Красный конь» (2024) и благоустройство для глемпинг-отеля в Подмосковье (2024)
Об изменениях после обучения на программе «Бизнес-управление проектным бюро»
Яков закончил программу, чтобы расширить горизонты, понять, где стоит развиваться, а где не нужно тратить время. Вместе с экспертами и преподавателями МАРШ он проводил аудит компании. В процессе стало понятно, что развитие — это не только про масштабирование, но и про качество взаимодействия, свободу творчества и поиск баланса между экономикой и вдохновением.
Коллаборации и свобода
«Есть вещи, которые я пересмотрел после программы, но они нерадикальные. Теперь я даю команде больше свободы и творческой инициативы. Команда вообще играет ключевую роль — без нее никуда. И я понял, что при увеличении проектов можно расширять команду, а можно сотрудничать с другими бюро. Так мы стали чаще работать через коллаборации с другими. Многое строится через нетворкинг — знакомства и профессиональные связи.
Мы решили активнее участвовать в конкурсах, особенно тех, что представляют исследовательский интерес. Это дорого и не всегда оплачивается, поэтому выбираем проекты точечно — те, что действительно вдохновляют».
Творить и зарабатывать: искусство баланса
«Я вернулся к изначальному подходу: проектная деятельность должна быть экономически обоснована. Мы рассчитываем каждый проект и следуем бюджету. На одних проектах зарабатываем, другие можем делать „в ноль“, если они важны с точки зрения творчества или общественной пользы. Есть и благотворительные проекты — такие у нас тоже были. Мы никогда не гнались за деньгами, но без финансов невозможно развиваться: чтобы делать качественный продукт, нужны ресурсы. Тем не менее, за последнее время нам удалось реализовать два проекта, вошедшие в реестр лучших практик Минстроя России по благоустройству — „Сердце Ефремова“ в Ефремове и „КиреевСКвер“ в Киреевске. Мы участвовали в проекте реконструкции Консерватории имени Римского-Корсакова вместе с крупным подрядчиком Политехстрой. Там создавался зал имени Рубинштейна, который, по словам акустиков, считается одним из лучших универсальных концертных залов в стране — а возможно, и в мире. В проекте использовались самые современные технологии».


Оснащение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, 2024. Фотографии: Doka
Миссия и социальная значимость
«У нас сформировалась миссия: создавать современную архитектуру с большим будущим в настоящем. Эту идею помогла доработать Екатерина Панова, куратор программы «Бизнес-управление проектным бюро». Мы стремимся делать качественный продукт, одобренный как Министерством строительства — с точки зрения технических стандартов, так и местными жителями — как эстетически и социально значимый. Коллеги же оценивают наши проекты как результат осмысленного творчества и современного подхода. Мы продолжаем развиваться, налаживать профессиональные связи, сотрудничать с архитекторами и строителями, шаг за шагом усиливая команду. Сейчас у нас в работе несколько проектов, победивших в программе по развитию малых городов. Один из них — город Белёв („Императорский маршрут. Горсад“). Также мы работаем над программой благоустройства в ясногорском „Калейдоскопе“ (Тульская область) и проектируем частную студию звукозаписи. Участвуем в конкурсе на разработку концепции современного отеля в Цвелодубово (Ленинградская область). Это как раз тема, близкая архитектуре МАРШ — поиск современной идентичности в локальном контексте».

Проект благоустройства «ГОРСАД. Императорский маршрут» в Белеве, Тульская область, 2025
Артем Воронов

Дизайнер, автор курсов по светодизайну и проектированию освещения, преподаватель в Школе Дизайна ВШЭ, основатель, преподаватель студии и школы LightLab.online. Артем Воронов заинтересовался светотехникой в школе, окончил МЭИ по специальности «Светотехника» (2007-2013), там же получил дополнительное лингвистическое образование (переводчик английского языка в сфере профессиональных коммуникаций, светотехники и дизайна). В 2016 году обучился на программе по моушен-дизайну в Британке, совершенствовался в профессии и со временем нашел свою нишу. Работал в разных компаниях — у дистрибьюторов, на фабриках, которые продавали и производили свет, а также в бюро, занимавшимися проектированием электроосвещения.
О предпринимательском инстинкте и внутренних ограничениях
«Когда я начинал, светодизайна как индустрии в России не существовало. Был бизнес по продаже светильников, производители, дистрибьюторы и проектировщики-электрики. Я заметил, что предпродажная консультация и процесс выбора решений часто занимают больше времени и усилий, чем сама поставка светильников. Увидел в этом возможность и за пять лет выстроил собственный консультационный бизнес.
Я проходил курсы по предпринимательству, сотрудничал с другими бизнесменами, но считал, что могу все сделать сам. Со временем научился договариваться — с поставщиками, заказчиками, сотрудниками — но все равно было привычнее, когда все процессы проходили через меня. Тогда я хотел работать один и не нести ответственности ни за кого — ни физически, ни психологически. Все бизнес-модели строились вокруг меня, и долгое время я не хотел это менять. У меня были ошибочные, ограничивавшие убеждения: казалось, что работать с людьми сложно, что они постоянно чего-то требуют. Пока однажды я не попробовал делегировать часть технической работы стажеру — просто потому, что не хватало времени совмещать преподавание и проекты. Так я проработал два или три года и поменял мнение: работать с людьми — это интересно, можно выстраивать крепкую команду и хорошие отношения, стал нанимать новых сотрудников. Именно на этом этапе я пришел в МАРШ на программу „Бизнес-управление проектным бюро“».



Выступления на Международной выставке Interlight Russia | Intelligent Building Russia (2022-2023), Байкальском форуме («Архитектура и свет», 2023), на лекции для сотрудников в Центрсвете (2022).
О впечатлениях после обучения на программе «Бизнес-управление проектным бюро»
«Помимо знаний, я получил круг знакомств, понимание индустрии и нового видения бизнеса. Особенно запомнилось, что в программе был психолог, такого я не встречал нигде. Когда начинаешь переосмыслять нишу или стратегию, мозг сопротивляется — хочется остаться в привычном. А с психологом можно прожить этот переход мягко, без внутреннего сопротивления».
Программа показалась мне очень структурной: шесть модулей — и на каждом строится проектный бизнес. Я до сих пор пользуюсь шестью папками с результатами, которые создал после обучения. Например, нанимаю сотрудника — открываю модуль по HR, смотрю свои заметки и действую по шагам. Или нужно обновить финмодель — открываю таблицу, сверяю расчеты. Все удобно, логично, и к этому можно возвращаться спустя месяцы».
Быть среди своих и не предавать себя
«Еще важный момент — на программе я впервые оказался среди людей, с которыми можно открыто говорить о бизнесе. Разговор о деньгах вообще стал для меня естественным. Никто не воспринимает цифры как хвастовство — это просто способ измерить стратегию: сделал правильно — заработал больше, сделал ошибку — меньше. И это очень освобождает.
Мы говорили о цифрах, анализе, о том, как зарабатывать больше — но это была лишь часть. Главное — то, что там было много про миссию, ценности, внутренний комфорт. Не просто „где больше платят“, а „где тебе по-настоящему хочется быть“. Это редкость. На большинстве бизнес-курсов говорят одно и то же: „Привлеки заявки, сделай дешевле, продай дороже“. Для меня важно было понять, что деньги — не цель, а инструмент. И что в основе всего должен быть баланс. В этом, пожалуй, и есть суть программы: не просто выстроить бизнес, а прийти к внутреннему равновесию, где все работает — и внутри, и снаружи».



Реализация концепции освещения в Калининграде (улицы Гагарина, Ленинский проспект, Театральная, Озерова, Проспект Мира).
Устойчивость и понимание процессов
«Главный инсайт: у всех бизнес устроен по-разному, это нормально. Нет одной правильной модели. Каждый адаптирует систему под себя, команду, темп. Когда это понимаешь, отпускает тревогу — начинаешь видеть, что твой бизнес тоже живой, уникальный и „нормальный“. Когда все просчитано и ты понимаешь, как работает твоя система, становится спокойно. Появляется уверенность: кто, кроме меня, сделал этот бизнес? Никто. Кто прошел этот путь и знает все нюансы? Тоже никто. И тогда приходит чувство устойчивости — что ты действительно на своем месте и все под контролем.
Сейчас мы меняем позиционирование и целевую аудиторию — это непростой, но важный процесс. Работаем над увеличением среднего чека: после программы стоимость наших проектов выросла примерно в пять раз. Параллельно обновляем фирменный стиль и сайт — выкладываем новые проекты, сейчас их около девяти. Добавились новые услуги. То, что началось во время программы, сейчас стало более выраженным — вы видите уже результат».
Команда во главе всего
«Главное изменение — студия перестала быть моей личной и стала самостоятельной структурой с командой. Мы внедрили бонусную систему — я планировал это давно, но программа помогла просчитать ее грамотно. Она комфортна и прозрачна: все понимают, за что получают вознаграждение, и видят общий план. Появилась система планирования, адаптированная под реальные загрузки и стоимость проектов. Распределены объемы работ, никто не нуждается в постоянном контроле — все знают свои задачи и сроки. Теперь изменения происходят осознанно и планово — если что-то нужно скорректировать, мы заносим это в план и возвращаемся к вопросу через несколько месяцев. У компании появился собственный ритм, понятный всем.
Теперь мы берем более сложные проекты, включая поставку оборудования и монтаж. Например, выполняем полные реновации и освещение магазинов. Это дало дополнительный доход и повысило устойчивость бизнеса. Итог — компания выросла: структура, процессы, команда и проекты стали качественно другими.



Пример до и после (фото 1 и 2) работы с освещением в магазине женскогой одежды в Калининграде (2025)
Говоря о будущем, у нас есть несколько веток развития. Первая — завершить формирование команды: в этом году планируем нанять еще одного-двух человек и полностью закрыть цели, поставленные в прошлом году. Вторая — сделать акцент на поставках светового и инженерного оборудования или начать выходить на международный рынок (Африка, Дубай и Индия), чтобы обеспечить валютную диверсификацию бизнеса. Поставки могут принести доход, международное масштабирование — расширить горизонты, оба из этих направлений нам интересны».
Программа «Бизнес-управление проектным бюро» подойдет для архитекторов, дизайнеров и руководителей студий, которые хотят, чтобы их дело росло не вопреки творчеству, а благодаря ему.
Обучение выстроено в шесть практических модулей — от стратегии и HR до финансов и коммуникаций. Каждый участник программы работает со своим кейсом и проектирует собственный бизнес. Наставники и эксперты помогают увидеть слабые места, переработать структуру, выстроить процессы, делегирование, систему бонусов и планирование. Старт нового потока совсем скоро — 27 ноября!