Евгений Асс о сотрудничестве светодизайнера и архитектора
Мы напоминаем, что набор на программу «Световой дизайн» продолжается до конца октября. Последний поток собеседований пройдет 24 октября. Начало занятий 29 октября. Присылайте заявки, собеседования близки! Для всех, кто интересуется профессией светодизайнера, публикуем интервью Евгения Асса на сайте МАРШ.
Часто ли вы сотрудничаете со светодизайнерами и важен ли в ландшафте и в современной архитектуре дизайн освещения? Насколько дизайн освещения важен, в чем эта важность выражается?
Да, я часто общаюсь со светодизайнерами, и это очень важное общение.
Дело хотя бы в том, что большую часть года у нас темно, не только ночью, но и днём, у нас очень короткий световой день почти половину года, а свет в северных странах играет особую роль.
Должен ли архитектор обладать знаниями в области освещения?
Да, базовыми знаниями должен обладать, должен понимать, как распределяется свет, какого типа светильники существуют и как их можно употреблять. Есть вещи, которые постепенно узнаешь, и они становятся важными: что такое цветовой спектр, что такое конус, что такое интенсивность освещения – все это очень важные параметры освещения. Это базовые знания о том, как можно осветить что бы то ни было. Будет ли это пятно, будет ли это рассеянный свет, тёплый или холодный оттенок.
Светодизайнер — это помощник архитектора или светодизайн — это новая компетенция, без которой архитектор не сможет обойтись в своей деятельности?
Архитектор не должен быть профессионалом во всем, но он должен понимать, как что работает. В этом смысле, наука о свете — часть приблизительного знания такого же, как и знания конструкции, как знания строительных материалов, знания технологий строительного производства. Но для того, чтобы сделать свет как следует, полноценно решить вопросы освещения, конечно, нужны профессионалы.
В МАРШе есть такая установка, что архитектор не может знать всего, но он должен уметь задавать правильные вопросы специалистам. И эти вопросы должны быть толковыми и хорошо подготовленными для того, чтобы на них мог быть компетентный ответ. Светодизайн — это очень важная часть профессионального знания, хотя бы потому, что нам большую часть времени приходится проводить без солнечного света.
Свет обеспечивает, с одной стороны, просто комфорт, с другой стороны — решает функциональные задачи, с третьей стороны создаёт эстетику. Я, например, очень много работаю с музейными и выставочными проектами, поэтому здесь особенно тонкими должны быть приёмы решения света для разных типов живописи, для скульптуры, для современного искусства, для графики, для технических устройств. В зависимости от того, какие выставки мы делаем, мы каждый раз занимаемся светом отдельно. Мы работаем вместе со световыми дизайнерами, они нам дают предложение в соответствии с теми задачами, которые мы перед ними ставим, потом они делают расчёты, по этим расчётам подбираются уже осветительные приборы, определённым образом размещаются и так далее. Есть и очень сложные задачи, например, уличное освещение или парковое, в парках — это очень сложный вопрос, потому что там и местоположение этих светильников, и высота, и деревья, и декоративные подсветы, и функциональное освещение — все это требует очень большой и серьёзной проработки. Кроме того, важный вопрос — выбор дизайна приборов, который зависит в каком то смысле от светодизайнеров, в каком то смысле — от вкуса архитекторов. Образ светильника — люстра ли это в интерьере или это уличный светильник — иногда это просто единственный элемент дизайна, который оказывается в поле зрения, и от него зависит качество среды.
Возьмёте ли вы на работу архитектора, специалиста в световом дизайне?
Я бы сказал так, имея в виду предмет нашего разговора, если архитектор получит дополнительное представление о световом дизайне, и у него будет минимальный опыт работы в этой сфере, то у него будут дополнительные бонусы по отношению к другим специалистам. Поэтому я считаю, что сегодня это очень важное знание, оно всегда было важным, но сейчас — особенно, поскольку эта сфера очень бурно развивается и появляется очень много разных световых приёмов освещения и световых устройств, начиная от ртутных светильников и кончая светодиодами, такое разнообразие приёмов освещения, что, конечно, нужно ориентироваться в световом дизайне и понимать, как этим пользоваться.
Я правильно понимаю, что светодизайнер — это не инструмент в руках архитектора, это отдельная профессия, но при этом архитектор должен обладать этими знаниями?
Я уверен, световой дизайнер — это профессионал, который работает со светом, есть такие выдающиеся международные звезды, которых приглашают для крупных проектов. И каждый специалист может такой звездой стать.