Алла Комарова и Марк Товве: «Студент начнет проектировать с первого дня»
Первый год в бакалавриате посвящен выработке базовых навыков архитектурного проектирования. В рамках проектного модуля выполняются 2 архитектурных проекта и несколько пропедевтических заданий. Работая над проектом, студенты знакомятся с разными стратегиями проектирования, учатся применять художественные техники и приемы. Параллельно с проектной работой изучается инструментарий архитектурного творчества. Работа первого года базируется на ручных техниках, определяющих взаимодействие проектного сознания и исполнительского мастерства архитектора. Кроме того, в программу года включены посещение выставок, построек, встречи с архитекторами, заказчиками, другими специалистами, тренинги по устной презентации.
В новом году преподавателями модуля станут Марк Товве и Алла Комарова. Работая над новой программой, они поделились планами на будущее и тем, как будет выстроен учебный процесс в течении первого учебного года.
Алла Комарова:
– Студент в МАРШ начнет проектировать с первого дня. Мы хотим больше интегрировать студию с модулем «Профессиональные навыки», чтобы на выходе получить общее портфолио. Будем выставлять работы студентов на крупнейших выставках, планируем шире публиковать проекты, возможно, подготовить отдельное печатное издание проектов. Будем думать об иностранных выездных воркшопах с другими университетами. Мы помним, что у нас наполовину российское, наполовину британское образование, а в британском образовании студент должен самостоятельно искать полезную информацию. В российском наоборот, – как правило студенту дают методический материал, по которому он и выполняет свой проект. Мы стремимся раскрыть индивидуальность студентов, достигая при этом общего для всех уровня владения навыками.
Марк Товве:
– В программе модуля «Архитектурное проектирование» (в студии) мы скорее ставим цели, чем даем готовые решения, студент должен будет сам найти решение задачи, преподаватели же будут ему в этом всячески помогать. В части «Профессиональных навыков» – мы даем инструментарий, с помощью которого могут быть выполнены проектные задания, покажем, какие существуют материалы для макетов, как можно описать участок, подготовить презентацию и тд. Это важно, так как сейчас у студентов, к примеру, нет навыка выступления. Слушатели должны понимать, как осмыслять свои идеи, показать свой проект в должном свете. Это один из важных профессиональных навыков архитектора.
Алла Комарова:
– Мы планируем ввести в практику игру, где студенты будут друг для друга архитектором и заказчиком, это поможет слушать и слышать, так как в качестве заказчика будет себе подобный.
Мы хотим, чтобы студенты постоянно переосмысливали функции, контекст, учебное задание, образы, которыми они мыслят. В первый учебный год студенту очень сложно выйти за рамки собственных стереотипов, потому что он мало что видел, кроме своей квартиры, своего города. Тут и нужна постоянная встряска, расширение сознания.
Марк Товве:
– Студенты должны понимать, что есть функция, которая так или иначе присутствует в любом объекте, и что есть образ, рождающийся, например, как результат переживания от места. Любое дизайнерское или архитектурное произведение – это прежде всего художественный образ, который воплощается в разных материалах, поэтому у студентов, что бы они ни делали, мы будем воспитывать понимание и материала, которым они пользуются, и «эстетики узлов» этому материалу свойственной. Мы стремимся к тому, чтобы к окончанию первого года бакалавриата студенты могли: А - материализовывать свои переживания, Б - анализировать контекст, С – уметь излагать и транслировать свои идеи.