Новости
Три книги на каникулы. Выбор Александра Острогорского
С 1 по 12 мая МАРШ на каникулах. Чтобы вы не скучали в это время, мы попросили архитектурного критика, публициста и ведущего преподавателя школы Александра Острогорского подготовить для вас список книг, наиболее подходящих для прочтения в сезон майских прогулок, когда горожанину приходится уворачиваться от праздничных манифестаций, профсоюзных шествий и бульдозеров, обновляющих улицы.
В этом году библиотека критического отношения к пространству пополнилась несколькими замечательными изданиями:
Майк Лайдон и Тони Гарсия, архитекторы, урбанисты, активисты и просветители, руководят бюро The Street Plans Collaborative и уже почти 10 лет занимаются коллекционированием таких методов трансформаций городских пространств, в которых не требуется участия тяжелой техники. Лайдон — активный участник Конгресса Нового урбанизма, фанатичных последователей идей Джен Джейкобс. Их часто упрекают в том, что они защищают интересы богатых белых жителей городов, проектируя города типа знаменитого Сисайда (в нем снимали «Шоу Трумана»). «Тактический урбанизм» отчасти искупает эту вину — он поощряет творческий и конструктивный вандализм жителей, несогласованные вмешательства в городскую ткань. На английском языке регулярные выпуски тактического урбанизма распространяются бесплатно: http://tacticalurbanismguide.com/guides/. В 2012 году проект «Партизанинг» взял у Лайдона интервью, теперь выходит книжка на русском, а 20 мая Лайдон и Гарсия должны появиться на «Стрелке». Что такое стратегический урбанизм — мы узнали хорошо, пора подумать и о тактическом.
«Воинствующий модернизм. Защита модернизма от его защитников» / Оуэн Хазерли
Оуэн Хазерли — один из самых популярных английских архитектурных критиков, известный благодаря своей преданности архитектурному модернизму и странам Восточного блока. Его книжки печатаются в последовательно радикально-левых издательствах (Zero Books, Verso, Repeater Books). В «Воинствующем модернизме», первой своей книге, Хазерли защищает всеми нелюбимое наследие послевоенных лет Великобритании — крупные жилые комплексы, построенные на государственные деньги. Сегодня они считаются и неуютными, и некрасивыми, и даже экономически неэффективными. Но Хазерли видит в них величественные, как Колизей и Пантеон, следы архитектурной заботы государства о гражданах, ответственности, которую сняла с государства Маргарет Тэтчер. Ждем, когда будет переведена последняя книга критика — The Adventures of Owen Hatherley in the Post-Soviet Space.
В 2017 году выставка, посвященная Лисицкому, прошла в Третьяковской галерее и в Еврейском музее (дизайнерами выставки стали Евгений Асс, Кирилл Асс и Надежда Корбут). Лисицкий изобретал новые формы архитектуры, дизайна, графики, фотографии, которые должны были оформить новый мир советского человека на всех возможных уровнях и во всех плоскостях. В качестве такого изобретателя, он всегда шел глубоко в своем поиске, был не только практиком, но и теоретиком. В 1930 году он представил опыт советских архитекторов иностранной публике, в первую очередь, близким по духу немецким коллегам из Баухауса (в этом году мы отмечаем юбилей школы) и архитекторам «Красной Вены» в книге Russland: die Rekonstruktion der Architektur in der Sowjetunion. Это концентрированное и логичное изложение достижений и надежд, ключевых концепций и проектов: взаимосвязь искусств, дом-коммуна, рабочий клуб, новый город.
О чем бы написал Лисицкий сегодня?