Интервью куратора летней школы «МАРШroot» Ольги Бармаш
В этом году в числе образовательных программ МАРШ появился курс для подростков - летняя школа «МАРШroot». Занятия будут проходить в июне-июле 2017 года в стенах школы в режиме full time: 5 дней в неделю с 11:00 до 17:00. Куратором курса станет Ольга Бармаш, основатель детской архитектурной студии при Союзе архитекторов, впоследствии школы «СТАРТ», лауреат многочисленных премий и заслуженный работник культуры РФ. Мы поговорили с Ольгой, чтобы узнать подробнее о курсе и о том, как преподавать архитектуру детям.
Ольга, расскажите, какие цели Вы ставите перед собой и что планируете сделать в рамках курса?
Архитектор создает пространство, только в пространстве может быть реализован его замысел. Потому развитие пространственного мышления у подростков – одна из ключевых целей курса. Решается она не только с помощью изобразительных средств, когда учащиеся познают законы построения пространства на плоскости, но и с помощью работы с картоном, глиной, проволокой и другими материалами. Особенно это важно для неподготовленных учеников, которым трудно сразу вникнуть в законы аксонометрии и перспективы. Воспитание пространственного мышления стимулируется также экскурсиями по городу, зарисовками с натуры, которые помогают определить соотношения объемов, пропорции, соразмерность, освещение объекта. Предполагается также посещение мастерских архитекторов, что приоткроет ребятам завесу в мир архитектуры.
Как преподавать архитектуру подросткам, в чем специфика?
Само по себе творчество — это постоянный поиск, стремление к совершенству, желание отыскать необыкновенное в обыденном, найти неожиданные сочетания. Нестереотипность, ассоциация, интерпретация, парадокс — все эти термины из проектного мышления, сопровождающего по-настоящему творческий, созидательный процесс. Чтобы вовлечь детей подросткового возраста в этот процесс, мы создаем легкую, доброжелательную атмосферу, которая активирует участие в творческих процессах, рождает склонность к игре, шутке, помогает избежать скуки и равнодушия, позволяет учащимся иначе воспринимать повседневность.
Преподавать подросткам архитектуру в привычном понимании этого слова, подразумевающего проектирование зданий, мостов, городов, означало бы приуменьшить масштаб задачи, не полностью использовать универсальные возможности архитектуры. Архитектура — это польза, прочность, красота. И специфика программы состоит именно в том, чтобы рассматривать окружающий с этих позиций.
Как собираетесь достигать поставленных целей?
За три недели интенсивных занятий мы планируем провести короткие графические упражнения, изучить основы колористики, научиться азам макетирования в работе с картоном, глиной, проволокой и другими материалами, посетить с экскурсиями несколько музеев и архитектурных бюро, а затем собрать все созданные за три недели работы в индивидуальное портфолио и представить на презентации перед жюри свои фильмы в технике stop-motion. Таким образом, учащиеся летней школы узнают многое о мире архитектуры, познакомятся с архитекторами-практиками и их работами и получат полезные навыки.
Текст Лилии Байдак.