Дизайн света — искусство или ремесло? Интервью с куратором курса «Световой дизайн» Иваном Федяниным
20 октября в МАРШ стартует новый поток курса «Световой дизайн». В преддверии запуска мы поговорили с куратором программы — светодизайнером и основателем компании L1GROUP, Иваном Федяниным.
— Расскажите немного про начало своего профессионального пути. Почему именно свет?
Я окончил Московский энергетический институт (МЭИ), где учился на кафедре светотехники. Хочу отметить, что моя специализация лишь в небольшой части касалась освещения, больше я занимался оптикой. Но уже в университете меня увлекла тема света и его взаимодействия с архитектурой. Для меня это была terra incognita. Несмотря на то, что на тот момент я обладал базой фундаментальных научных знаний, в направлении дизайна и архитектуры информации не хватало. К сожалению, в то время получить дополнительное образование в данной сфере было невозможно… Это бы помогло значительно сэкономить время.
Я решил начать не с теории, а с практики — устроился светотехником в небольшую компанию с довольно прогрессивными на то время взглядами. В течение нескольких лет занимался самообразованием, выучил английский язык, посетил все главные международные выставки светотехнического оборудования в Европе и США, вступил в европейскую ассоциацию светодизайнеров, участвовал в профессиональных конференциях.
Параллельно активно работал с заказами. Проект за проектом, я менял свой подход: объектом деятельности уже становилась не сама система освещения, а среда обитания человека, где свет — это один из важных инструментов.
— С чем вы пришли к сегодняшнему дню?
Однажды я понял, что хочу идти дальше и принял решение открыть собственную светотехническую компанию. Именно так и появилась L1 GROUP, в которой на данный момент трудится уже 30 человек. Уже 7 лет мы реализуем проекты освещения полного цикла — от концепции до реализации. Мы успешно работаем как с интерьерным, так и с наружным светом. В своей практике мы работаем с ведущими архитектурными бюро, девелоперскими компаниями, а также частными клиентами сегмента “премиум”. В отличие от реализации творческих проектов, управление собственным бизнесом требует особых личностных и профессиональных качеств. Мне помогает образование, полученное в школе управления Сколково. Мы гордимся своей внутренней системой обучения, этот опыт мне помогает и в архитектурной школе МАРШ.
На сегодняшний день в компании я продолжаю курировать ключевые проекты как светодизайнер. Но уже считаю себя экспертом более широкого профиля — человеком, сочетающим знания и навыки в освещении, с бизнес- и научным опытом. В моей профессиональной сфере интересов лежат вопросы влияния света на человека, управления стрессом жителей города, а также изучения истории дизайна и искусственного освещения. Я регулярно выступаю на профессиональных мероприятиях в качестве спикера и модератора дискуссий, популяризируя вопрос культуры освещения.
— Почему именно светодизайнер, а не светотехник?
Долгое время в нашей стране суть специалиста по освещению сводилась к разработке только инженерной части. Высшее образование готовило «инженеров светотехников» — экспертов по расчету освещения, разработке и подбору осветительных приборов. Это действительно нужная для индустрии строительства профессия, однако ее подход к вопросу освещения остается сугубо техническим. Главная цель такой деятельности — соответствие освещения цифрам из государственных нормативов. Остальные же аспекты, такие как визуальное восприятие света, вопросы психологии и физиологии, оставались на усмотрение конкретного специалиста. То есть не являлись обязательными. Попробуйте спросить себя: «Можно ли сделать классный проект, полностью устраивающий потребителя, опираясь лишь на нормативы?»
Думаю, ответ очевиден.
С развитием рынка появился запрос на более тонкое и интегральное обращение с освещением. Так возникла профессия дизайнера освещения. Слово «светодизайнер» — это перевод с английского lighting designer, дословно означающего «проектировщик освещения».
— В чем принципиальное отличие этой профессии?
Работая с архитектурой, дизайнер освещения смотрит на задачу с нескольких сторон.
С одной стороны, это взаимодействие света с пространством. Свет управляет восприятием масштаба, формы, цвета и текстуры, играя ключевую роль в интерьерах, ландшафте и архитектуре. Свет и тень — это «материалы» светодизайнера. Работая в тесной связке с архитектором, дизайнер освещения по сути управляет эмоциональным восприятием пространства.
Важнейшим объектом исследования светодизайнера является человек — конечный пользователь. По статистическим данным, средний городской житель проводит до 90% своего времени бодрствования под искусственным освещением. Дом или квартира, транспорт, офис, места развлечений, городская инфраструктура — все эти объекты работают под электрическим светом. Мы обладаем достоверными научными знаниями, что свет оказывает влияние на нас не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Поэтому светодизайнер как специалист задает себе и отвечает на второй важный вопрос: «Как человек будет чувствовать себя в этом пространстве? Будет ли ему здесь комфортно?»
Есть еще вопрос реализации проекта. Светодизайнер работает с приборами освещения. Это его инструменты, с которыми он должен уметь обращаться на необходимом уровне. Как минимум, знать физические основы светотехники, уметь делать расчет, ориентироваться в моделях светильников и производителях.
Светодизайнер работает с приборами освещения. Это его инструменты, с которыми он должен уметь обращаться на достаточном уровне. Как минимум знать физические основы светотехники, уметь сделать расчет, ориентироваться в моделях светильников и производителях.
— А кто же такой художник по свету?
В России название профессии «художник по свету» чаще используется применительно к театральному освещению и шоу-бизнесу. Для меня художник — это человек, который занимается искусством. Я четко разделяю искусство и ремесло. Дизайнер освещения решает практические задачи, художник же создает произведения искусства.
— Как меняется индустрия в сравнении с тем, как это было, когда в нее пришли вы?
Интерес к теме света сейчас огромный. Он неуклонно возрастал последние годы. Я связываю это с тем, что потребитель становится более требовательным. Растет уровень осознанности и насмотренность. Именно поэтому прежние подходы к работе с освещением просто не справляются с вызовами настоящего.
Рынок услуг по светодизайну активно растет в течение последних нескольких лет. Все чаще дизайнер освещения включается в команду при проектировании и реализации проектов. Большой вклад в этот тренд внесла школа МАРШ, запустив курс дополнительного образования «Световой дизайн». За семь лет существования курса школа выпустила более 80 квалифицированных специалистов. Ребята присоединяются к командам или работают автономно, реализуют качественные проекты и получают престижные профессиональные награды.
Для меня важный показатель, что за проект светодизайна сегодня потребитель готов платить вознаграждение. Буквально 5-7 лет назад это было бы скорее исключением, чем правилом. Да, рынок пока молодой и не имеет четкой структуры — например, отсутствует тарифная сетка. Она обязательно сформируется, просто на это нужно чуть больше времени.
— Какую перспективу развития сферы вы видите?
Мы хотим, чтобы участие светодизайнера в архитектурном проекте стало стандартом. В ближайшем будущем вопрос будет ставиться не «приглашать или не приглашать в проект дизайнера освещения», а «кого из специалистов или какую компанию выбрать». Это наша миссия, мы каждый день работаем над этим.
Также нельзя забывать о том, что основным драйвером развития индустрии все-таки является торговля светотехническим оборудованием. Это солидный рынок с большими деньгами, на котором работают как отечественные, так и иностранные производители. Для них дизайнеры освещения — это новый канал продаж. Некоторые игроки уже сделали ставку на светодизайнеров, предложив им нужные продукты и сервисы. Со временем этот процесс будет только развиваться.
— Вы курируете курс «Световой дизайн» в МАРШ. Какая, на ваш взгляд, главная задача программы? Что нового он даст слушателям?
Это не просто курс, а программа дополнительного профессионального образования. Мы даем возможность человеку освоить новую профессию на таком уровне, с которым он может трудоустроиться по специальности.
К нам приходят специалисты из очень разных сфер деятельности. Большую долю составляют архитекторы и дизайнеры, увидевшие потенциал в работе со светом. Также много желающих из индустрии освещения, например, светотехники, менеджеры, представители производителей. Как правило, эти люди хотят посмотреть на свою профессию под другим углом. И последняя большая группа — представители совершенно различных профессий, желающих полностью перезагрузить карьеру и сменить деятельность.
Наша стратегическая задача — научить каждого чувствовать свет и уметь с ним обращаться. В рамках курса студент выполняет два проекта — по интерьерному и наружному освещению. Все остальные предметы помогают ему это сделать. Предусмотрен синтез теории и практики: комбинируются занятия с оборудованием в нашей лаборатории, изучение основ светотехники. Большое внимание уделяется креативному мышлению и поиску творческих решений. Учим навыку графического представления результатов своей работы. Рассказываем про устройство рынка и объясняем, как выстраивать коммуникации с участниками процесса.
Курс выходит очень насыщенным с большими объемами самостоятельной работы. Это серьезное погружение в профессию дизайнера освещения. На всем протяжении обучения студент работает с высококлассными преподавателями — практиками высшей категории.
— Какой можете дать совет тем, кто хочет стать светодизайнером?
Я считаю, что выучиться на дизайнера освещения — это самый короткий путь в творческую профессию. И сейчас для этого очень хорошая конъюнктура. К тому же, вложение в собственное развитие — самая надежная инвестиция.
Поэтому мой совет: если вы решили стать дизайнером освещения — не теряйте времени. Первоначальный импульс вам даст профильное обучение, ну а дальше практика, которая является единственной дорогой к истинному мастерству.