Архитектура и театр: зритель, пространство и действие в современности
В публичной программе, приуроченной к ежегодной выставке студенческих проектов «МАРШоу», школа мы МАРШ приглашает изучить архитектуру как часть общего культурного пространства, а не изолированную дисциплину, как искусство, а не как ремесло. Сравнение искусства архитектуры с искусством театра позволит задать важные вопросы: о статусе визуальных художественных средств в мире плоских экранов, о настоящей роли тела и движения в производстве пространства, о важности критической дискуссии по поводу современности, которая ведется между авторами и зрителями с помощью произведения искусства.
Сравнение архитектуры с театром часто возникает, когда архитектура как бы «слишком» декоративна, торжественна, ориентирована на поведение-жест (процессия, речь, бал), «на зрителя» — и напоминает декорации. Понимание театральности как спектакулярности, а пространства — как рамы для действия, отсылает к театрам Возрождения, барокко и классицизма, для которых архитекторы делали декорации, изображающие города или интерьеры. В XX веке из театра постепенно уходит реалистичная декорация, а архитектура сосредотачивается на переживании пространства как автономного от функции или стиля, предлагая человеку в чистом виде объемы, геометрию, и драматургию взаимодействия фигур и ракурсов. На первый план выходит тело, действие, которое определяет параметры пространства и в театре, и в архитектуре.
Наслоения смыслов и реакций создают условия для провокации зрителя или, скорее, уже соучастника на критическое усилие. В специально созданных обстоятельствах точно выбранное слово, жест, эмоция, как и функция, деталь, материал могут вызывать поток мыслей и реакций, которые приведут к другому пониманию человеком себя, общества, истории, будущего. Слова «театральный» и «архитектурный» тогда могли бы значить очень близкие стратегии художника — создание пространств и организацию действий, которые вызывают эстетические переживания и могут как развлечь, так и вовлечь в серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд.
Для обсуждения этих тем мы пригласили в МАРШ выдающихся современных театральных деятелей:
- 4 июля в гостях у МАРШ будет Вера Мартынов, режиссер и сценограф, куратор проекта 2 СЦЕНА БДТ им. Г. А. Товстоногова. / Регистрация.
- 8 июля состоится лекция об акустике с аккомпанементом. / Регистрация.
- 11 июля встретятся ректор школы Евгений Асс и руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников. / Регистрация.
- 16 июля состоится встреча с Всеволодом Лисовским, режиссером, руководителем проекта Трансформатор.doc. / Регистрация.
- 18 июля состоится встреча с архитектором и художником, выпускницей и преподавателем МАРШ Дарьей Зайцевой. / Регистрация.
- 25 июля состоится дискуссия «Город как сцена, тело как инструмент. Осмысление пространства и перформативные практики». / Регистрация.
- 30 июля с лекцией «Пространство — движение. Сценография в европейском театре первой части ХХ века» выступит Валерий Золотухин. / Регистрация.
- 17 и 18 августа цикл завершится специальной программой независимого театрального журнала «Замыслы». / Регистрация.