Интервью с куратором курса «Световой дизайн» в МАРШ Натальей Маркевич
Корреспондент газеты «Север столицы» Елизавета Борзенко и светодизайнер, куратор курса «Световой дизайн» в МАРШ Наталья Маркевич поговорили об освещении в Москве, трендах в светодизайне и эволюции освещения городов в целом. Мы разместили на нашем сайте полную версию интервью.
Сокращенную версию можно прочитать на сайте газеты «Север столицы».
Расскажите, какие основные тенденции в световом оформлении современных городов можно выделить?
Я бы сказала, что основная тенденция в том, что освещение становится более умным. И речь здесь не только в «умных» фонарях или цифровом управлении. Светодиодные технологии прочно вошли в нашу жизнь и вместе с тем изменили качество света и световых приборов. Светильники стали меньше, световые эффекты аккуратнее и на улице теперь не приходится довольствоваться оранжевым светом с плохой передачей цветовых оттенков. В совокупности эти факторы позволили сосредоточиться на создании световых сцен удобных для человека, направляя свет только туда, где это нужно. Многие города борются с переосвещенностью и световым загрязнением. Все чаще поднимается вопрос о том, что ночь должна оставаться ночью и на первое место выходят нужды и потребности людей.
Но если говорить о Москве, то пока все не так просто. Иногда кажется, что здесь хотят попробовать все и сразу. Одновременно внедряются новые технологии, добавляется функциональное освещение улиц, там где его не было, благоустраиваются парки, вводятся много декоративных элементов освещения, в том числе и цветного и много еще всего.
При этом, можно ли назвать световое оборудование, применяемое в Москве, современным? Эти фонари, которые сейчас появляются в городских парках и на бульварах, что можно сказать о них?
Если рассматривать освещение Москвы с точки зрения применяемого оборудования, то здесь мы даже опережаем многие страны по количеству нового светодиодного оборудования. Новые технологии требуют нового подхода, но это, к сожалению, не всегда учитывается. Светодиодные фонари дают свет фокусированным направленным лучом, что с одной стороны позволяет избежать светового загрязнения, направляя свет только туда, куда нужно, с другой стороны создаёт большой контраст между светлыми и темными частями улицы. И если фонари старой технологии освещая дорогу, «забрызгивали» светом и пешеходный тротуар, и деревья, и даже фасады близлежащих домов, то со светодиодными фонарями необходимость светового дизайна выходит на первый план. Становится очевидно, что одного фонаря, освещающего дорогу, совсем недостаточно, чтобы создать комфортную световую среду улицы.
Что же касается парков и природных насаждений. Мы живем в цифровом мире, городская среда должна быть не только комфортной, но и красивой, фотогеничной. Иногда парки смотрятся куда лучше со стороны, чем изнутри. Внутри сразу ощущается плохо проработанная световая среда: фонари слепят, контраст между яркими дорожками и абсолютно темными газонами вызывает чувство дискомфорта и опасности. А попытки это исправить приводят иногда еще к более печальным результатам как для людей, так и для природы в целом. Примером может служить ситуация с парком Воробьевы горы в прошлом году.
Это лишний раз говорит, что хорошее освещение просто не случается, его нужно проектировать. И чем сложнее становятся технологии, тем более продуманного подхода требует разработка проекта.
Как считаете, что движет трендами в освещении Москвы?
Москва всегда занимала первое место в нашей стране. Сейчас это туристический и рабочий хаб для всей страны, который никогда не спит. И освещение - самое мощное оружие, чтобы подчеркнуть это. У жителей других городов и даже окраин столицы, освещение центра Москвы способно и, видимо, должно вызывать wow-эффект. Москва гордиться тем, что является самым освещенным городом планеты.
Обратная сторона этого процесса в том, что то, что хорошо для туристов, не всегда подходит для жителей города. В погоне за повышением освещенности улиц и увеличением численности фонарей, пусть даже самых современных, иногда теряются основная идея образа города, удобство и комфорт жителей.
Есть примеры наиболее удачного светового оформления в Москве, может быть, в Северном округе?
Я сама живу в Северном округе и рада, что два моих любимых объекта находятся как раз здесь или на пути сюда. Первый - это фабрика Большевик и Музей русского импрессионизма на Ленинградском проспекте. Если будете неподалеку, обязательно зайдите и обратите внимание, как выгодно выделяется здание фабрики на общем фоне сильно пересвеченных фасадов Ленинградки. На мой взгляд, это лучшая иллюстрация того, что не нужно много света, чтобы выделить здание и показать его особенности. Аккуратное освещение сохраняет объем, подчеркивает текстуру и бережно передает все архитектурные особенности здания.
Второй объект, который мне бы хотелось отметить - ЖК Лебедь. Сейчас принято очень ярко освещать новые жилые высотные здания. Связанно это, прежде всего, с тем, что необходимо привлечь внимание к новой постройке, увеличить спрос и продать квартиры. Но жить с таким освещением очень сложно и не комфортно. Освещение ЖК Лебедь мне нравится как раз тем, что оно выделяет здание в силуэте города, при этом не сильно мешает жителям.
Если пофантазировать, какие функции сможет выполнять городское освещение в будущем?
Один мой коллега сравнил текущее положение дел в освещении с черно-белым телевизором. Мы в целом можем видеть картинку и технологии довольно развиты, но впереди эра цифрового телевидения, живых эфиров и 3D изображений. Вполне вероятно, что уже скоро освещение городов станет «живым», адаптивным и интерактивным.