

Будущее проектного управления в архитектуре: цифровизация, гибкие навыки, продуктовое мышление
Управленческие сложности становятся частью контекста любой профессиональной среды. В архитектурной индустрии важно уметь выстраивать образ будущего даже в условиях турбулентности. Это позволяет формировать устойчивую профессиональную оптику и принимать взвешенные решения. Вместе с Екатериной Пановой, основателем и CEO консалтингового агентства Plan the Best, куратором и преподавателем курса «Бизнес-управление проектным бюро» в МАРШ, мы обсудили, как меняется индустрия, какие новые навыки нужны архитекторам и на какие локальные тренды им стоит обратить внимание.
Как меняется индустрия
Долгое время архитектура сохраняла черты средневекового ремесла: существовала связка «мастер — подмастерье», в которой молодой специалист учился у опытного, перенимая как сильные стороны старшего, так и слабости, прежде чем начать создавать что-то свое. Сегодня эта преемственность во многом утрачена, и именно поэтому архитектору важно осознанно формировать команду под конкретные задачи и цели проекта. Мастер должен слышать и понимать своих подмастерьев, быстро реагировать. Излишняя жесткость, которая наблюдается в старых бюро, уже исчерпала себя, поколение подмастерьев тоже поменялось. Мы находимся в процессе изменений, и гибкость — основное качество современного человека, без него развитие невозможно.
«Часто возникает вопрос: как работать с поколением, родившимся в период с 1995 по 2010 годы? У зумеров иная система мотивации — для них не работают привычные модели, основанные на сверхдостижениях. Им важна экологичная рабочая среда — речь идет о возможности выстраивать пресловутый work-life balance. Нет смысла в переработках, потому что нет желания сделать проект века, при этом зумерам важно быть услышанными. А руководителю, в свою очередь, нужно принимать это во внимание и уметь выстраивать работу иначе», — Екатерина Панова, основатель и CEO консалтингового агентства Plan the Best, куратор и преподаватель курса «Бизнес-управление проектным бюро» в МАРШ.
Каким должно быть современное бюро
Прогрессивное бюро выстраивает аналитические модели, чтобы фиксировать ошибки в управлении проектами и принимать решения на основе данных. Все, что можно оцифровать и автоматизировать, должно быть оцифровано и автоматизировано. Система, когда расчеты ведутся на бумаге или «на коленке», больше не работает. Всё большую роль в профессии играет искусственный интеллект. Архитекторы активно используют ИИ как в качестве инструмента концептуального проектирования, так и для работы с текстами и аналитикой или в роли персонального ассистента. Ручной подход возможен в творчестве, но в управлении он невозможен. Кроме того, руководителю бюро важно освоить финансовую грамотность: вести управленческий учет, управлять денежными потоками, планировать бюджеты на маркетинг, команду и образовательные проекты, а также понимать, как избежать кассовых разрывов, которые часто случаются в проектном бизнесе. Этот навык не дают в архитектурных вузах, поэтому многие руководители учатся на собственных ошибках, финансовых потерях и кредитах с немыслимыми процентами.
«В первые три года в этой точке сыпятся небольшие бюро, которые не умеют считать деньги. Этот хард скил, которому надо совершенно точно научиться, потому что в правовом поле всегда можно найти качественного юриста, но умение самому читать договор — это очень важно. В магистратуре МАРШ есть предмет под названием „Профессиональная практика“, который мы ведем ее с Никитой Токаревым, директором архитектурной школы МАРШ. Там мы учим слушателей составлять, читать и понимать договоры. Это суперценный навык для любого предпринимателя в архитектурной среде», — Екатерина Панова.



Студенты программы «Бизнес-управление проектным бюро» с куратором Екатериной Пановой в гостях у архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», май 2024.
Новые навыки и роли архитектора
Двадцать лет назад многие архитектурные бюро работали с монозаказчиками — бизнесменами из олигархических структур, которым требовались проекты частной и коммерческой недвижимости. Однако в период экономических кризисов эти заказчики потеряли капиталы и бюро были вынуждены выйти на рынок, где уже сформировалась конкуренция.
«Раньше можно было три года делать один проект, оттачивая детали. В мире конкуренции это можно позволить, только если вы великий демиург. Но даже демиурги сталкиваются с новым типом заказчиков. Растет количество проектов и скорость производства, с этим надо считаться и уметь этим управлять», — Екатерина Панова.
В девелоперских структурах даже появилась отдельная роль — продуктолог, который отвечает не просто за проект, а за создание архитектурного продукта. В таких условиях продуктовое мышление становится одним из ключевых навыков.
За последние годы на рынке появились нецелевые инвесторы — люди, заказывающие небольшие архитектурные проекты, такие как курортные отели или жилые комплексы под собственным брендом. У них есть средства и земельные участки, но нет профильных знаний и опыта. В таких проектах архитектору приходится брать на себя и роль просветителя, помогая заказчику понять, как с помощью архитектуры можно решать экономические задачи. Эти навыки делают архитектора особенно востребованным специалистом на рынке. Кроме того, появляется целая волна заказчиков из индустрии HoReCa, стремящихся создавать рестораны, кафе и другие заведения общественного питания, где важно эффективно использовать каждый квадратный сантиметр пространства. Поэтому понимание финансовых процессов и экономики становится для архитектора все более ценным в глазах заказчиков.
Почему в архитектурном бизнесе нужны лидеры
Сейчас особенно важна работа с талантами и все, что связано с командой. Растет спрос на людей с лидерскими качествами, потому что будущее за сильными лидерами.
«Если вы создаете бизнес в креативных индустриях, вы должны в первую очередь ответить на вопрос, готовы ли вести за собой людей? Есть ли у вас качества лидера и предпринимателя? В наши дни работа с людьми становится не просто ресурсом, а полноценным инструментом, поэтому важно научиться выстраивать команду, настраивать ее под задачи, усиливать ее потенциал так, чтобы команда помогала самому руководителю становиться лидером. Особенно, если он творец, ведь мощная команда его только усилит», — Екатерина Панова.
Лидерство — это навык, который можно и нужно развивать. В архитектурных вузах студентов учат быть повелителями умов, способными ярко транслировать свои идеи. Однако, выходя на рынок, они сталкиваются с реальностью: по другую сторону всегда есть собеседник со своей картиной мира, с которым нужно договариваться. Поэтому для руководителя особенно важен навык выстраивать эффективную коммуникацию — уметь слышать и слушать, но при этом сохранять способность отстаивать свою точку зрения.
«Все самые талантливые руководители и собственники бюро, как правило, люди с очень высокими коммуникативными навыками. Они умеют вести переговоры, сглаживать конфликты и смотреть на ситуацию со всех сторон. Насмотренность нужно развивать не только в архитектурной сфере, но и в бизнесе: изучать использование ИИ и автоматизированных систем в управлении, обтачивать новые технологии под себя — работать со своей картиной будущего. Этим навыкам мы научим на программе „Бизнес-управление проектным бюро“ в архитектурной школе МАРШ», — Екатерина Панова.
На какие локальные тренды стоит обратить внимание
Государство становится все более частым заказчиком — как напрямую, так и через государственно-частное партнерство. Чтобы обеспечивать качественный продукт, нужно научиться с ним работать, потому что в этом заказчике нет единственного лица, который принимает решение, а архитектору очень удобно работать, когда такой человек есть.
Еще один тренд — это развитие туризма, потому что люди, которые путешествуют внутри страны, нуждаются в комфортном, безопасном и эстетичном размещении. Важно сказать про «переупаковку» в апартаменты и жилье промышленных территорий и активов госкорпораций, которые не работают по прямому назначению. Чаще всего это заказы на мастер-планирование, охватывающие развитие территории, города, района, кампуса или другого объекта в долгосрочной перспективе.
Современному архитектору недостаточно быть лишь творцом — он должен стать стратегом. Эффективное проектное управление требует уверенного владения цифровыми инструментами и ИИ, глубокого понимания финансовых и юридических процессов, а также лидерских качеств, умения выстраивать диалог с командой и заказчиком. Важно мыслить как продуктолог, чувствовать тренды и уметь проектировать не только здания, но и будущее своего бюро.
Если вы хотите разработать стратегию роста для вашего архитектурного бизнеса и сразу внедрить ее в работу, оставляйте заявку на курс «Бизнес-управление проектным бюро». Вместе с экспертами-практиками в области урбанистики, управления, предпринимательства, социологии, экономики вы разберетесь в сильных и слабых сторонах своего бизнеса и найдете точки роста, посетите крупнейшие бюро Москвы и расширите профессиональные связи.