Как меняется профессия архитектора
Обо всем этом спросили Никиту Токарева, директора архитектурной школы МАРШ.
Архитектурное образование, как и сама архитектура, находится в постоянном движении. Задача его не только в том, чтобы учить проектировать здания, но и в воспитании архитекторов, готовых к будущим вызовам. Мы в МАРШ постоянно задаемся вопросом: каким должен быть архитектор через 5-10 лет? Какие навыки и качества будут необходимы, чтобы оставаться востребованным и успешным в профессии?
Я не стану говорить о конкретных компьютерных программах или нейросетях, которые мы сегодня используем в проектировании. Эти технологии быстро меняются, и уже через 5-10 лет мы будем работать с совершенно другими инструментами. Вместо этого я хочу сосредоточиться на более фундаментальных вещах, которые, на мой взгляд, будут определять профессию архитектора в будущем.
Первый ключевой навык — умение исследовать. Каждый проект начинается с исследования: постановки правильного вопроса, анализа контекста и потребностей. Мы в МАРШ уделяем большое внимание исследованиям, которые составляют значительную часть процесса проектирования. Исследование может касаться участка проектирования, типологии, целевой аудитории и социального контекста, аналогов и прототипов, инструментов проектирования. Например, в одном из наших проектов, посвященном Соловецкому архипелагу, студенты провели глубокое исследование истории и социального контекста территории, прежде чем приступить к проектированию.
Второе важное качество архитектора будущего — способность к рефлексии. Осознание процесса своей работы, фиксация и анализ шагов, которые приводят к конечному результату, позволяют архитектору постоянно совершенствоваться. Мы учим студентов вести дневники проектирования, фиксировать свои мысли, идеи и решения, что помогает им лучше понимать и улучшать свои работы.
Критическое мышление — неотъемлемая часть работы архитектора. Умение критически оценивать свои решения, анализировать информацию и ставить под сомнение устоявшиеся стереотипы позволяет создавать более инновационные и адаптивные проекты. Мы стараемся прививать студентам способность к критическому анализу, постоянно обсуждая их проекты в формате критики, а не защиты.
Архитектура – это коллективное творчество, и умение работать в команде – еще один важный навык. Проектирование требует взаимодействия с различными специалистами: инженерами, социологами, маркетологами, финансистами. Мы убеждены, что успех достигается через командную работу, и стремимся создать условия, в которых студенты учатся взаимодействовать и договариваться. Эти навыки отлично развиваются во время работы над проектами в составе студий.
Мы предлагаем нашим студентам уникальные возможности для междисциплинарных проектов. Например, один из наших проектов включал создание мультика, иллюстрирующего архитектурное решение внутри существующего трансформаторной подстанции. Студенты работали в команде, договариваясь и находя компромиссы, что позволило им не только достичь замечательного архитектурного результата, но и получить важный опыт групповой работы.
В центре нашего подхода к образованию лежит гуманитарное ядро архитектуры. Мы считаем архитектуру гуманитарной деятельностью, обращенной к человеку и его потребностям. Понимание человека возможно только через социальные науки, философию и историю. Эти дисциплины помогают выработать определенные ценности и этическую позицию, которые становятся фундаментом практической деятельности архитектора.
Ответственность — это еще одна важная черта профессии. Архитекторы должны понимать, что их решения влияют на жизнь людей, на окружающую среду и на будущее. Поэтому мы стараемся прививать студентам чувство ответственности за свои проекты и решения, учить их думать о последствиях своей работы в долгосрочной перспективе.
Профессия архитектора меняется, и мы должны быть готовы к этим изменениям. Важно понимать, что архитектура — это не только создание красивых зданий, но и решение социальных, экологических и этических проблем. Мы в МАРШ стремимся готовить архитекторов, которые будут чувствительными, думающими и ответственными профессионалами, способными адаптироваться к меняющимся условиям и создавать устойчивые и справедливые решения для будущего.