
До последней дверной ручки: архитектор про особенности проектирования частных домов
Дениэл Белецкий, руководитель архитектурного отдела ARXY, куратор программы «Проектирование частного дома» МАРШ
Обо всем этом спросили Никиту Токарева, директора архитектурной школы МАРШ.
Архитектурное образование, как и сама архитектура, находится в постоянном движении. Задача его не только в том, чтобы учить проектировать здания, но и в воспитании архитекторов, готовых к будущим вызовам. Мы в МАРШ постоянно задаемся вопросом: каким должен быть архитектор через 5-10 лет? Какие навыки и качества будут необходимы, чтобы оставаться востребованным и успешным в профессии?
Я не стану говорить о конкретных компьютерных программах или нейросетях, которые мы сегодня используем в проектировании. Эти технологии быстро меняются, и уже через 5-10 лет мы будем работать с совершенно другими инструментами. Вместо этого я хочу сосредоточиться на более фундаментальных вещах, которые, на мой взгляд, будут определять профессию архитектора в будущем.
Первый ключевой навык — умение исследовать. Каждый проект начинается с исследования: постановки правильного вопроса, анализа контекста и потребностей. Мы в МАРШ уделяем большое внимание исследованиям, которые составляют значительную часть процесса проектирования. Исследование может касаться участка проектирования, типологии, целевой аудитории и социального контекста, аналогов и прототипов, инструментов проектирования. Например, в одном из наших проектов, посвященном Соловецкому архипелагу, студенты провели глубокое исследование истории и социального контекста территории, прежде чем приступить к проектированию.
Второе важное качество архитектора будущего — способность к рефлексии. Осознание процесса своей работы, фиксация и анализ шагов, которые приводят к конечному результату, позволяют архитектору постоянно совершенствоваться. Мы учим студентов вести дневники проектирования, фиксировать свои мысли, идеи и решения, что помогает им лучше понимать и улучшать свои работы.
Критическое мышление — неотъемлемая часть работы архитектора. Умение критически оценивать свои решения, анализировать информацию и ставить под сомнение устоявшиеся стереотипы позволяет создавать более инновационные и адаптивные проекты. Мы стараемся прививать студентам способность к критическому анализу, постоянно обсуждая их проекты в формате критики, а не защиты.
Архитектура – это коллективное творчество, и умение работать в команде – еще один важный навык. Проектирование требует взаимодействия с различными специалистами: инженерами, социологами, маркетологами, финансистами. Мы убеждены, что успех достигается через командную работу, и стремимся создать условия, в которых студенты учатся взаимодействовать и договариваться. Эти навыки отлично развиваются во время работы над проектами в составе студий.
Мы предлагаем нашим студентам уникальные возможности для междисциплинарных проектов. Например, один из наших проектов включал создание мультика, иллюстрирующего архитектурное решение внутри существующего трансформаторной подстанции. Студенты работали в команде, договариваясь и находя компромиссы, что позволило им не только достичь замечательного архитектурного результата, но и получить важный опыт групповой работы.
В центре нашего подхода к образованию лежит гуманитарное ядро архитектуры. Мы считаем архитектуру гуманитарной деятельностью, обращенной к человеку и его потребностям. Понимание человека возможно только через социальные науки, философию и историю. Эти дисциплины помогают выработать определенные ценности и этическую позицию, которые становятся фундаментом практической деятельности архитектора.
Ответственность — это еще одна важная черта профессии. Архитекторы должны понимать, что их решения влияют на жизнь людей, на окружающую среду и на будущее. Поэтому мы стараемся прививать студентам чувство ответственности за свои проекты и решения, учить их думать о последствиях своей работы в долгосрочной перспективе.
Профессия архитектора меняется, и мы должны быть готовы к этим изменениям. Важно понимать, что архитектура — это не только создание красивых зданий, но и решение социальных, экологических и этических проблем. Мы в МАРШ стремимся готовить архитекторов, которые будут чувствительными, думающими и ответственными профессионалами, способными адаптироваться к меняющимся условиям и создавать устойчивые и справедливые решения для будущего.