Сама по себе фотография нейтральна. Для ее оценки важен контекст. Интервью с архитектурным фотографом Ольгой Алексеенко
17 сентября в МАРШ стартует курс «Архитектурная фотография». В преддверии запуска мы поговорили с куратором курса — архитектурным фотографом Ольгой Алексеенко. Ольга поделилась с нами тем, как фотография пришла в ее жизнь, в чем для нее самая большая ценность курса и бывают ли «хорошие» и «плохие» фотографии.
— Ольга, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в фотографию?
Не помню, чтобы был какой-то решающий момент, скорее длинная цепь совпадений и случайностей. Первые самостоятельные кадры я сделала на семейный полароид, который мама мне разрешила взять с собой в долгую поездку в Англию, мне тогда было 14 лет. Я много и неплохо рисовала в детстве, и фотография не сильно меня впечатлила тогда, тем более, что с полароидом нужно было все время беречь картриджи для «важных» снимков. Мой первый собственный фотоаппарат у меня появился значительно позже, я купила его у друга: это был цифровой компактный Nikon. Именно с него началось мое хобби, которое со временем требовало новых знаний и навыков, и так я оказалась на двухгодичном курсе ДПО «Фотография» в Британской высшей школе дизайна. Во время учебы и случился этот переход. При поступлении я была одним из востребованных специалистов по запуску и управлению call-центрами, но уже к концу первого года обучения подписала свой первый контракт с издательством как фотограф. Мне даже сложно сказать, что я пришла в фотографию, скорее я в ней постепенно оказалась.
— В фотографии очень много направлений. Почему именно архитектурная фотография?
Пока я училась в Британке, у меня была возможность попробовать почти все направления в фотографии, –– где-то совсем было неинтересно, что-то получалось лучше. Например, мне до сих пор нравится снимать репортажи и портреты. В конце первого курса начался модуль архитектурной фотографии с Юрой Пальминым, и мне сразу стало понятно, что это мое. Кроме визуальной составляющей, которая мне очень нравится (геометрия, линии, объемы и пространство), меня сильно увлек и сам предмет съемки — архитектура. Тему архитектуры можно изучать всю жизнь, в разных плоскостях, от истории до философии, и меня это очень вдохновляет.
Про свой выбор я бы сказала так: бывает такое чувство, что ты находишься в идеальном моменте и месте, все сходится, сейчас ты просто не можешь больше нигде находиться. Именно так я чувствую себя каждый раз во время архитектурной съемки.
— Что делает, на ваш взгляд, фотографию хорошей или плохой?
Сама по себе фотография скорее нейтральна, это просто плоскость экрана или бумаги, ограниченная рамкой, обычно прямоугольной, внутри которой зафиксирован какой-то момент. Это может быть доля секунды или несколько часов, но результат все равно конечный, просто изображение. Для суждения об этой фотографии очень важен контекст и критерии оценки, и они тоже могут меняться со временем. Во время обучения, критикуя работы студентов, мы, например, никогда не используем понятия «хорошо» или «плохо», или другую оценочную шкалу: мы всегда разбираем работы в контексте задания, и, если необходимо, с точки зрения точности визуального высказывания.
— Вы уже давно занимаетесь архитектурной фотографией и у вас за плечами много проектов. Есть ли одна фотография, которая занимает особое место в вашей жизни до сих пор? Почему именно она — самая особенная?
У меня есть несколько фотографий с особенным значением. Обычно эта значимость прямо пропорциональна тому, насколько неожиданно повезло с кадром или насколько тяжело этот кадр достался. Зрителю это чаще всего не видно, но фотограф всегда об этих моментах вспоминает. Сейчас счет сделанных фотографий уже идет на шестизначные числа, и эта особенность уже не так ощущается, но в начале все эти моменты особенно остро воспринимаются. Хочу поделиться одним из своих первых кадров, сделанный в начале моего осознанного фотографирования.
Краснокаменск, 2012. Фотограф Ольга Алексеенко
В 2012 году я была в Забайкальском крае, в Краснокаменске, где фотографировала урановые рудники и добычу угля. В один из свободных дней кто-то из сотрудников предложил показать город с самой высокой сопки. Я устала носить камеру с собой весь день, оставила всю технику в номере, и мы поехали на эту сопку «просто посмотреть». Когда доехали до вершины, вокруг уже был такой плотный туман, что города совсем не было видно, но сам туман над этой разноцветной травой выглядел просто потрясающе. Но камеры у меня с собой не было. И здесь можно просто с сожалением поехать обратно, сделав пару кадров на телефон, но я вернулась за камерой и на местном такси снова доехала до этой сопки ради одной фотографии. Мне очень хотелось забрать этот туман с собой.
— Ольга, помимо своей основной деятельности фотографа, вы еще курируете курс «Архитектурная фотография в МАРШ». Расскажите, в чем для вас самая большая ценность этой программы?
Когда мы с Юрой проектировали этот курс, основная идея была сделать его увлекательным путешествием в архитектурную фотографию. Программа составлялась таким образом, чтобы за два с половиной месяца этого путешествия всем студентам и преподавателям было интересно на каждом этапе: от начала и до самого финала. Все получилось именно так, как мы планировали и даже лучше: студенты были очень вовлечены и приносили просто невероятные работы. И я поняла, что лично для меня очень важно было увидеть, как каждому участнику курса удалось с помощью фотографии понять и проявить себя, не копируя чужие стили, а вырабатывая свой собственный. Это ценно не только потому что говорить своими словами получается всегда точнее и убедительнее, но еще и потому, что освоить фотографию как свободный язык, как инструмент коммуникации — это уже достаточно зрелый этап в развитии фотографа. Мне очень радостно, что у нас это получилось за пару месяцев.
— Вопрос на засыпку: каждый может стать фотографом?
По-моему, все уже стали фотографами — у большинства людей есть смартфоны с камерой, и фотография стала частью нашей рутины. Люди не только постоянно фотографируют, но и активно делятся этими фотографиями в соцсетях. Фотография, с одной стороны, до сих пор выполняет роль документа. Поэтому кадры из жизни, которые мы друг другу демонстрируем, как будто рассказывают, как у нас дела в реальной жизни. Но при этом очень часто эти изображения далеки от реальности, и во многом благодаря манипулятивности визуального языка, который постепенно становится общеупотребимым. Так что стать фотографом совсем несложно, но решение сделать фотографию своей работой уже требует смелости.
— Что бы вы посоветовали начинающему фотографу или энтузиасту архитектурной фотосъемки?
Всем, кто начинает углубляться в фотографию, я бы посоветовала две вещи — снимать и смотреть. Снимать как можно чаще, даже глазами, если нет возможности сфотографировать камерой. Так можно научиться мысленно конвертировать видимое в изображение. Смотреть кино, фотографии, живопись, графику, чтобы развивать насмотренность и совершенствовать свой визуальный язык. Еще очень хорошо помогает соединиться с фотографией знакомство с важными текстами о ней, начать можно с таких книг, как «О фотографии» Сьюзен Сонтаг и «Camera lucida» Ролана Барта. Еще можно посмотреть серию фильмов «Контрольные отпечатки».
— Напоследок, хотим узнать: что вас вдохновляет каждый день?
Считается, что вдохновение — это такое побуждение к действию, воздействие, которое дает нам силы на развитие и творчество. Не могу сказать, что испытываю такое чувство каждый день, но чаще всего это новая информация, какой-то интересный факт, явление, даже ощущение, звуки или запахи. До сих пор не очень понимаю, как это работает: похоже, будто собираешь пазл — есть в нем незаполненные части, и ты не знаешь, какая будет картинка в итоге. А когда очередные два-три пазла сходятся, то вдруг видишь новые связи, новый элемент этого изображения, и еще больше хочется двигаться дальше, чтобы увидеть более полную картину.