Новости
ГЭС-2: история создания макета здания
4 декабря 2021 года в Москве для широкой публики открывается Дом культуры «ГЭС-2» — постоянная площадка фонда V–A–C в России. И это, несомненно, одно из самых долгожданных событий. Не только будущая программа Дома культуры, но и само здание, его архитектура давно вызывают живой интерес у жителей и гостей столицы.Дом культуры «ГЭС-2» расположен в здании бывшей городской электростанции, открытой в 1907 году на Болотной набережной. Фонд V–A–C приобрел его в 2015 году и предложил архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop разработать проект реконструкции, в основу которого легло намерение максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую культурную площадку. Партнёром RPBW в России и генеральным проектировщиком стало проектное бюро АПЕКС.
Пока проводились строительные работы, студентам МАРШ выдалась уникальная возможность детально изучить здание — с помощью работы над его макетом.
Летом 2019 года фонд V–A–C обратился в Архитектурную школу МАРШ с просьбой создать макет, который бы наглядно демонстрировал внутреннее устройство здания Дома культуры «ГЭС-2», расположение помещений и связи между ними. Так для студентов МАРШ Антона Грибанова, Арины Червяковой, Даниила Наринского, Евгении Удаловой и Сергия Зеленина началась летняя практика и работа над макетом длиною в полтора месяца.
Историю создания макета вы можете узнать из фрагментов дневника проекта, который вели студенты. А в тексте ниже найдете некоторые подробности этой работы и комментарии авторов макета.
Какая задача стояла перед студентами?
Задача заключалась в том, чтобы сделать в первую очередь структурный макет, разборный, позволяющий любому человеку, который не знаком с ГЭС-2 и слабо разбирается в архитектурных планах и разрезах, понять, как здание устроено изнутри. Для этого студентам провели ознакомительные экскурсии на ГЭС-2 и на стройплощадку, организовали для них встречи с архитекторами проектного бюро АПЕКС и с сотрудниками фонда V-A-C.Как проходила работа над макетом?
Студенты разделили работу над макетом на три стадии: исследование, проектирование модели и производство. Исследование отняло около полутора недель, проектирование модели – столько же, а производство заняло около четырех недель.
Важно отметить то, что исследовать нужно было не только здание, но и сам процесс макетирования. Каждый элемент, начиная от конструкции и фасадных элементов, студенты МАРШ проверяли на сэмплах. Прежде чем начать работать над основным макетом, они сделали макет макета в масштабе 1:400. Здание было переработано из планов и фасадов, по сути, запроектировано как макет заново. Только после этого студенты приступили к производству.
«Таким образом мы убедились в том, что правильно понимаем масштаб и структуру макета, деталировку. Только после этого мы приступили к созданию основной цифровой модели».
Важно отметить то, что исследовать нужно было не только здание, но и сам процесс макетирования. Каждый элемент, начиная от конструкции и фасадных элементов, студенты МАРШ проверяли на сэмплах. Прежде чем начать работать над основным макетом, они сделали макет макета в масштабе 1:400. Здание было переработано из планов и фасадов, по сути, запроектировано как макет заново. Только после этого студенты приступили к производству.
«Таким образом мы убедились в том, что правильно понимаем масштаб и структуру макета, деталировку. Только после этого мы приступили к созданию основной цифровой модели».
С какими сложностями столкнулись?
Авторы макета делятся: «У нас есть подозрение, что это был самый сложный комплексный макет в истории мастерских Universal University, по крайней мере, так говорили сотрудники мастерских, а они много видели».Несмотря на скрупулезную подготовку, в процессе работы все равно возникали моменты, когда в идеальной цифровой модели и в реальном исполнении появлялись нестыковки. Связано это было не столько с расчетами, сколько с работой с материалами.
«Сложность заключалась еще и в том, что дерево — очень живой материал. Мы очень много потратили времени на то, чтобы изучить, с какими техническими проблемами мы столкнемся. И с краской, и со сборкой макета, и с вырезанием всех деталей. Но это было очень интересно».
Что получилось в результате?
Он почти полностью состоит из дерева и создан руками. Только башня напечатана на 3D-принтере.
В макете 1096 деталей и четыре съемные части: снимаются фасады ризалитов, занимаемые рестораном и отелем, залом свободной выставочный зоны. Часть здания, занимаемая выставочным пространством «Неф», снимается вместе с внутренними конструкциями.
«Из самого важного — что, может быть, сразу неочевидно на фотографиях, хотя мы постарались передать — это именно то, как мы разрезали макет, чтобы выполнить главное пожелание фонда V-A-C и выявить внутреннюю структуру здания. Мы учитывали не только, как это будет выглядеть, но и как это будет эксплуатироваться в дальнейшем и как макет будет жить дальше. Чтобы узлы и детали, которые разъединяются и соединяются, были достаточно устойчивые, чтобы макет был действительно рабочим, а не стоял под колпаком в качестве музейного экспоната».
__________________
Авторы макета: Антон Грибанов, Арина Червякова, Даниил Наринский, Евгения Удалова, Сергий Зеленин.
Помощь в студийной фотосъемке макета оказали фотографы Юрий Пальмин и Илья Локшин.
Верстка дневника — Арина Червякова.
Текст в дневнике — Сергий Зеленин.
МАРШ благодарит фонд V-A-C за интересную задачу, а студентов Школы за профессионально выполненную работу.
Текст Лилии Байдак.