Начинаем цикл открытых защит итоговых студенческих проектов за 24/25 учебный год. Приглашаем вас послушать выступления молодых архитекторов и комментарии приглашённых критиков.
Успешному архитектору нужно не только уметь проектировать здания, но и эффективно использовать ИИ-инструменты, строить диалог с заказчиком и переводить абстрактные концепты в понятный для разных аудиторий язык.
В этом году юбилейная, тридцатая, выставка АРХ МОСКВА по традиции пройдет в Гостином дворе с 21 по 24 мая. Школа МАРШ выступила куратором конкурса молодых архитектурных команд NEXT, а ещё студенты и кураторы школы приготовили несколько проектов и выступлений. Рассказываем подробнее.
Архитектурная школа МАРШ и школа «Новый взгляд» проведут круглый стол «Образовательная среда будущего как продукт архитектуры, девелопмента и педагогики».
Туризм в России на пике популярности: летом 2024 года путешествия по стране выбирали 48-50 млн человек. На волне небывалого спроса владельцы территорий ищут оригинальные идеи и создают новые объекты. На главные вопросы о работе с туристическими локациями ответили эксперты и преподаватели курса «Управление развитием туристических территорий» архитектурной школы МАРШ.
Куратором конкурса для молодых архитектурных команд NEXT, который пройдет 21-24 мая 2025 года в рамках XXX международной выставки-форума АРХ МОСКВА, станет школа МАРШ.
ГРАУНД Солянка представит выставку проектов студентов бакалавриата школы МАРШ. В сентябре в Мира-центре в Суздале прошла итоговая выставка. В Москве проект показывается впервые.
Приглашаем владельцев и управляющих территорий с туристической функцией принять участие в конкурсе брифов на программе «Управление развитием туристических территорий»
Выставка студенческих проектов «МАРШоу 2024» открыта в онлайн-формате.
12345...24След.
Александра Зюзина о том, что нужно знать и уметь, чтобы заниматься дизайном выставок
Создание экспозиций в музеях – это не просто размещение информации в пространстве, а всегда организация работы мультидисциплинарной команды. И поэтому дизайнер выставок обладает знаниями и навыками, свойственными представителям разных сфер из производственной цепочки создания экспозиции: архитектуры, дизайна освещения, психологии восприятия, маркетинга, продюсирования. Архитектор и дизайнер, преподаватель курса «Экспозиционный дизайн» в МАРШ Александра Зюзина рассказала порталу Design Mate о том, кто такой дизайнер выставок и что нужно, чтобы им стать.
Считается, что дизайн выставок может разработать только архитектор или дизайнер интерьера. Однако эти профессии включают множество знаний и навыков, вовсе не обязательных для дизайнера экспозиций. Они требуют много сил и времени на освоение и не затрагивают специфичные для эксподизайна аспекты. Приходится добирать знания самостоятельно, при этом ни качественной литературы на русском языке, ни комплексного обучения именно этой профессии пока не наблюдается. Попробуем разобраться, что это за профессия и что нужно знать и уметь, чтобы заниматься дизайном выставок.
Чувствительность и насмотренность
Базовый навык любого дизайнера – умение остро воспринимать окружающий мир и перенаправлять свои эмоции в созидательный процесс. Испытывать эмоции и чувства могут практически все, за исключением страдающих специфическими патологиями, важно только прислушиваться к своим ощущениям, развивать, обогащать и подпитывать впечатлениями от разных искусств, мест и событий. Создавать же прочувствованные вещи нужно уметь, и это умение приобретаемое. Важно посещать хорошие выставки, рассматривать их детально, пытаясь понять, что и как сделано, почему они вызывают те или иные эмоции и впечатления. Свои наблюдения лучше фиксировать – записывать или зарисовывать. Не нужно надеяться на фотографирование, потому что здесь важен активный процесс с физическим и творческим вовлечением: пока мы пытаемся описать свои ощущения, мы их прорабатываем.
Образное мышление
На выставки мы обычно приходим за новыми впечатлениями, для того чтобы обогатить свой внутренний мир, испытать свежие эмоции и узнать что-то новое. Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, утверждал, что наилучшим образом чувства развиваются при помощи иносказаний и аллегорий. Для создания дизайна выставки важно уметь применять образное мышление. Какой бы ни была тема выставки, необходимо представить ее в пространстве, перевести на язык физических и/или цифровых медиумов смыслы, заложенные авторами произведений или кураторами, помочь посетителю воспринять их. Но если делать это прямолинейно, впечатления будут испорчены, или чувства останутся только самые поверхностные.
Способность к анализу
Чтобы синтезировать успешную идею выставки, сначала необходимо разобраться в имеющемся материале. Вне зависимости от количества материала, эксподизайнеру важно сохранить остроту внимания и подробно изучить все, что связано с будущей выставкой: кураторскую концепцию; историю заявленной темы, объектов, персоналий; прецеденты экспонирования подобных тем в городе, в мире; особенности коллекции; само здание и пространство выставки, его идеологические и технические ограничения. Зачастую многих данных нет, их никто не предоставляет, и приходится немного играть в детектива, чтобы добыть информацию.
Работа с пространством, коллекцией, зрителем
Кураторская концепция редко содержит четкие указания, как нужно разместить экспонаты в залах. Иногда не бывает даже самого куратора. Дизайнеру самому нужно уметь разобраться, как сгруппировать объекты и как провести по ним посетителя. Здесь понадобятся и навыки сценографа, и мебельного дизайнера. Маршруты могут быть как четко заданными, так и вариативными, с возможностью интерпретаций. Нужно понимать, как устроено внимание посетителя (наблюдать за поведением людей на выставках) и как им управлять. Для этого существует множество инструментов: свет, звук, графика, плотность и разреженность застройки, видовые перспективы и т.д. Нужно уметь с ними обращаться или знать, как они работают, чтобы грамотно поставить задачу специалисту.
Технические навыки, знание рынка и нормы
Для того чтобы реализовать задуманную идею выставки, нужно ее представить в некоем формальном виде; сначала – тем, кто согласует идею и бюджеты, потом – тем, кто будет заниматься застройкой. Случаи бывают разные, но в идеале нужно уметь начертить план, разрезы и развертки застройки, чертежи специальных изделий (стенды, тумбы и другие объекты, которые не продаются в готовом виде), световые и мультимедиа схемы, визуализировать ключевые перспективы. Это можно делать в разных программах (быстро и точно) или от руки. Кому-то бывает достаточно просто подробного макета и текстовых инструкций. Однако для того, чтобы спроектировать застройку, нужно хорошо знать рынок локальных материалов, понимать, как собрать ту или иную конструкцию, какие доступны производственные возможности. А также помнить о том, что любая открытая выставка разворачивается в общественном пространстве, и значит на него распространяются определенные нормы: ударо- и пожаропрочности изделий, доступности посещения разными категориями людей и др.
Обозначенных выше знаний и навыков будет достаточно, чтобы начать практиковаться в профессии. Это не полный перечень, и он не может быть окончательным, поскольку профессия развивается и меняется постоянно, согласно изменениям, происходящим в самих музеях, выставках, искусстве, повседневной жизни. Успешным эксподизайнером можно стать, если вы готовы посвящать этому занятию свои силы и время, постоянно учиться и углублять свои знания.
А начать этот путь можно на интенсиве PRO «Экспозиционный дизайн».