Интервью с преподавателем курса «Световой дизайн» Артёмом Масориным
Артём Масорин — светодизайнер, основатель бюро светодизайна «Луч», первого независимого бюро светодизайна в России. С 2016 года Артём преподает модуль «Световая культура» на программе «Световой дизайн» в МАРШ, преподавал в школе дизайна РАНХиГС. Сейчас работает ведущим светодизайнером в CUT Ingenieurbüro für Licht Medien Design в Германии. В 2020 году вошел в список наиболее талантливых и перспективных представителей индустрии светового дизайна в мире 40under40.В преддверии старта обучения на курсе «Световой дизайн» в МАРШ узнали у Артёма, как и где он учился световому дизайну сам, как меняются со временем профессия и требования к специалистам, чем отличается практика в России и за рубежом и почему важно делиться знаниями со студентами.
Расскажи, пожалуйста, о себе, о том, где и как ты учился световому дизайну.
Как и многие другие светодизайнеры, я начал свою карьеру не со светового дизайна. Я получил первое инженерное образование в МГТУ им. Баумана. Со светом я столкнулся во время семестра по обмену в Датском техническом университете. Но не со световым дизайном в классическом его понимании, а с проектированием естественного освещения. Я начал буквально с двух курсов в течение семестра. Когда приехал обратно в Москву, написал диплом о проектировании искусственного освещения на основе расчета естественного освещения. Весьма инженерный диплом был. Тогда я понял, что работать со светом мне очень нравится, а инженерный бэкграунд для этого хорошо подходит.
После защиты диплома я работал в сфере светового дизайна один год. Во время работы я узнал о том, что существует светодизайнерское международное комьюнити и что сфера достаточно активная. Именно там впервые услышал термин «светодизайн». После чего начал погружаться в тему глубже, поступил в магистратуру в Германии, в университет Висмара на программу архитектурного светового дизайна и дизайн-менеджмента. Программа длилась два с половиной года в режиме part-time.
Что, на твой взгляд, было самым важным в обучении?
Я приехал достаточно начинающим, не очень понимал, как происходит процесс создания проекта освещения. И очень большой акцент тогда делал, как и сейчас многие делают, на расчет освещения, на выбор светового оборудования. С инженерным бэкграундом это ожидаемо. В магистратуре мне дали понимание того, что предпроектный анализ и разработка концепции — это очень большая часть работы светодизайнера. Даже подбор оборудования — несомненно, тоже важная, равноценная часть проекта. Переворот в моем сознании случился, когда я понял, что анализ и разработка абстрактной концепции — это тоже важные участники процесса.
Так как наш университет был партнером с университетом KMUTT в Таиланде, один из семестров проходил на острове Пхукет и в Бангкоке. Удалось поработать с преподавателями из разных стран, ведущими специалистами из самых известных бюро светового дизайна. Все они были достаточно открытыми и делились своими фишками, секретами, ценностями. У всех были свои подходы, методики, взгляды на профессию. С ними было очень интересно общаться, кроме того, они сильно повлияли на мои профессиональные взгляды.
Также все мои одногруппники – нас было 22 человека – приехали учиться из разных стран. Я до этого не особо задумывался, но сейчас понимаю, что преподаватели не напрасно настаивали на том, чтобы мы объединялись в группы от двух до пяти человек на каждом проекте — это очень помогало понять, как работают люди из других стран с различными взглядами и ценностями. Такой подход позволяет создавать более целостные проекты, смотреть на свои проекты с разных сторон и понимать, как проектировать для широкого круга пользователей.
Мне также очень помогло то, что я учился и одновременно работал над проектами. Я сразу видел, как могу применять полученные знания. Речь не только про часть светового дизайна, очень важно было еще и то, что у нас на курсе преподавали менеджмент в сфере светового дизайна. Ведь не менее важно уметь оценивать свое время, планировать правильно проект, этапность, знать, какие шаги нужно предпринять, как работать с заказчиком.
Удалось ли полученные знания перенести в свой опыт преподавания?
Думаю, да. Преподаватели в Висмаре показали мне, как сильно влияет на отношение человека к тому, что он делает, одержимость своей профессией, в хорошем смысле этого слова. Они смогли передать нам эту энергию. Когда учишься, не устаешь, пытаешься достигнуть нужного результата, стать лучше, чем есть сейчас. Это важный подход — не просто начитывать лекции и давать методики, а именно заряжать энергией. Живое общение, разбор своих кейсов, историй удач-неудач, каких-то особенностей профессии, диалог и работа в коллаборации со студентами — это ключ к успеху. Тогда в совместной работе обе стороны видят ценность. Я стараюсь этим же принципам следовать на своем модуле.
И да, и нет. Существует запрос на услуги светового дизайна с задачей сделать качественный проект за адекватную цену. Я думаю, что такой вид дизайна со временем может измениться, так как сейчас уже есть технологии на основе нейросетей, позволяющие генерировать простые архитектурные проекты. Я представляю, что алгоритмы смогут давать дизайнерам сгенерированные концепции и нужно будет выбирать подходящие для проекта решения. Да, сейчас всё это еще только начинается, но я вижу возможность сведения деятельности светового дизайнера к направлению и контролированию работы алгоритма.
Параллельно с этим есть светодизайнеры, которые пропагандируют идею того, что световой дизайн эволюционирует, смешиваясь с другими дисциплинами. Они видят будущее светового дизайна на пересечении с урбанистикой, искусством, медиаинсталляциями, биологией. Таких дизайнеров и студий не очень много, но, предоставляя уникальную услугу, они пользуются большим спросом.
Что касается требований к специалистам, то сейчас, на мой взгляд, это междисциплинарность. И чем большими дисциплинами хотя бы в общих чертах светодизайнер владеет, тем более качественными могут быть проекты.
Повышаются ли требования к профессионалам? Да, определённо повышаются. С развитием профессии повышается социальный запрос на качественную световую среду и, как следствие, растет средний уровень проектирования.
Сейчас ты живешь и работаешь в Германии. Расскажи, пожалуйста, насколько опыт работы за границей отличается от российского? Что тебя больше всего удивило?
На мой взгляд, немецкий световой дизайн выигрывает перед многими другими своим последовательным и структурированным подходом к проектированию и работающей схемой сопровождения проекта от начала до самого конца. Ещё, наверное, отмечу особенность протоколирования всех действий и решений по ходу проекта. Совокупность этих вещей позволяет довести проект до финала с минимумом ошибок и переделок.
Ещё в Германии есть официальные методики расчета стоимости услуг на проектирование. Эта методика, по факту, сформировала рынок светового дизайна, в котором студии светодизайна конкурируют не по стоимости услуг, а на основе других факторов: опыта, портфолио, предоставляемых услуг, характеристик участников команды.
Также в Германии есть кодекс, в котором прописаны шаги проекта. Один из моих любимых шагов — предварительная оценка стоимости оборудования. Да, это звучит очень занудно. Но, когда я начал здесь работать, понял, что мне очень не хватало этого шага при работе в Москве. В России заказчики чаще всего в начале проекта спрашивают: «Сколько будет стоить оборудование?». Вопрос очень правильный, но, когда сразу пытаешься сообщить точную сумму, процесс дизайна отходит на задний план и проект начинается с составления огромной спецификации.
Когда же существует методика расчета стоимости проекта, это задает тон всему проекту. Можно на первых этапах сказать заказчику, что оборудование будет стоить примерно столько-то, и дальше с меньшей вероятностью возникнут сложности согласования бюджета с заказчиком.
Кроме того, в Германии очень серьезно относятся к гарантии на оборудование – услуги поставки и монтажа оборудования происходят в рамках одного договора с одним подрядчиком. Компания, которая подписала договор, обязана нести ответственность в течение определенного количества лет и за оборудование, и за качество монтажа. Это создает условия, когда за дешёвое и сомнительное по качеству оборудование никто не хочет нести ответственность, и в проекты закладываются бренды, дающие лучшие гарантийные условия на качество и срок службы световых приборов.
Несмотря на то, что ты находишься уже около года в другой стране, ты преподаешь у нас в МАРШе. Это очень приятно и ценно. Расскажи, почему для тебя это важно?
Почему я продолжаю преподавать в МАРШе? Потому что я не представляю, как я могу не преподавать в МАРШе. Я в команде преподавателей курса «Световой дизайн» с самого начала. Сейчас начинается юбилейный пятый год, преподавание в МАРШ стало неотъемлемой частью моей жизни. Я не вижу себя не преподающим. Мне это очень нравится, заряжает энергией. Мне нравится общаться со студентами. Естественно, я сейчас немного грущу из-за того, что веду свой модуль онлайн. Мне очень важно живое общение, я хотел бы получать фидбэк от студентов и, в зависимости от отдачи, понимать, как корректировать занятие. Потому что очень многое зависит от того, кто студент, какой у него бэкграунд. Зато, находясь в Германии, я могу больше рассказать студентам о том, как световой дизайн функционирует в международном формате, приоткрыть это окно, чтобы они видели для себя возможность работы в сфере светового дизайна не только в России, но и вообще в любой точке мира.
Будь ты на месте абитуриента, пришел бы на курс «Световой дизайн» в МАРШ? И, если бы пришел, на какие ключевые моменты обратил бы внимание?
Я свободно владею английским, мог учиться за рубежом, поэтому и рассматривал зарубежное образование. Но если бы не владел английским на достаточном уровне для прохождения учебной программы за границей, обратил бы свое внимание на МАРШ. Особенно, если бы увидел такого преподавателя, как я, который преподает в этой школе (смеется). А если серьезно, я думаю, что в МАРШе у нас отличная программа, которая позволяет совмещать профессиональную деятельность с повышением квалификации.
Есть в России другие образовательные программы, которые позволяют обучиться световому дизайну, но в МАРШ — единственный годичный курс, который не дробится на части, а дается единой программой. На мой взгляд, нельзя стать световым дизайнером, не владея разными аспектами профессии. Если проходишь курс, то получаешь знания о световом дизайне с разных сторон, начинаешь нести ценности профессии и становишься частью комьюнити МАРШа. И архитекторы, и светодизайнеры, которые учатся в Школе, имеют возможность пользоваться ресурсами, мастерскими, знакомиться с другими студентами, с преподавателями, лидерами различных околоархитектурных сфер в России. Это отличная инвестиция в свое будущее.
Подробнее о программе «Световой дизайн».
Текст Лилии Байдак.