МАРШ на каникулах в Германии. Образовательная поездка с бюро WERNER SOBEK
Этим летом бюро WERNER SOBEK совместно с компаниями ThyssenKrupp, Schüco, Stahlbau Pichler и Raico организовали для группы студентов бакалавриата Архитектурной школы МАРШ выезд в Германию. Путешествие длилось несколько дней, каждый из которых был наполнен новыми впечатлениями и открытиями.В первый день своего путешествия студенты вместе с руководителем московского офиса проектного бюро Вернера Зобека и преподавателем модуля «Технологии» Иваном Томовичем посетили бюро WERNER SOBEK, где познакомились с внутренней структурой и узнали о текущих проектах бюро.
«Благодаря Ивану, мы познакомились с одним из масштабных проектов бюро Вернера Зобека в Штутгарте. Stuttgart 21 – самый большой проект модернизации общественного железнодорожного транспорта в Баден-Вюртемберге с XIX века. Он включает полную реструктуризацию железнодорожного узла Штутгарта и строительство новой линии между Вендлингеном и Ульмом. Город индустриальный, и площадь железнодорожных путей в центре города огромная. Этот проект поможет погрузить пути под землю, а вместо них создать, например, парки, улицы. Бюро Вернера Зобека занимается инженерной частью проекта, и это феноменально, конечно – невероятные бетонные конструкции с фонарями, колонны. Иван сказал, что одну колонну они заливали год. Невозможно вообразить! Мне кажется, я запомню эту поездку на всю жизнь», – поделился впечатлениями студент МАРШ Никита Синявский.
На следующий день после знакомства с бюро группа отправилась в город Роттвайль, где находится The Test Tower – инновационный центр города, служащий лабораторией для тестирования компанией ThyssenKrupp новых лифтовых технологий. Здесь студентам провели экскурсию, в ходе которой они узнали о четырех типах лифтовых систем, в том числе о последней разработке компании – MULTI, способной расширить границы возможного проектирования за счет ввода новой оси перемещения лифтовой кабины – горизонтальной. Незабываемое впечатление произвело и само здание центра, созданное из бетона и металла. Оболочка конструкции выполнена из стекловолокна. Полимерная ткань, окружающая несущую конструкцию башни, не только защищает ее от прямых солнечных лучей, но и снижает воздействие ветровой нагрузки. Эта башня – наивысшая точка города, ее высота составляет 246 метров, а вес – около 40 тыс. тонн.
«Здание удивительное, сравнимо с произведением искусства. Находится в поле, далеко за городом. Башня спроектирована таким образом, чтобы можно было объективно испытывать лифтовые системы, учитывая сейсмическую активность, и сертифицировать высокоскоростные лифты. В одной половине башни находится механизм, который может создавать сейсмическую активность, вибрации словно при землетрясении. И этот же механизм может работать в обратную сторону. То есть, если возникнут какие-то экстремальные нагрузки, маятник позволит сохранить баланс. Вместе с тем, башня является не только функциональным зданием, предназначенным для реализации испытательных программ. На высоте 232 метра есть прекрасная обзорная площадка с панорамным видом на 360 градусов. Это самая высокая обзорная платформа в Германии», – рассказывает студентка Школы Соня Романовская.
Еще одним знаковым событием поездки стали экскурсия в кампус Университета Штутгарта и посещение Института ILEK. С деятельностью Института легких конструкций студентов знакомила Дарья Ковалева, архитектор, исследователь, научный сотрудник ILEK.
Ярослава Комиссарова, студентка МАРШ, о своих впечатлениях от экскурсии: «В поисках принципа легких конструкций Фрай Отто изучал процессы формообразования в живой и неживой природе и экспериментировал, используя физические модели – мыльные пленки, пневматические и висячие системы. Металлические тросы, образующие покрытие кровли и работающие на осевое растяжение; центральная колонна, собирающая нагрузку с покрытия и работающая на сжатие – прекрасный пример легких конструкций, разработанных архитектором Фраем Отто. Сегодня традиции проектирования легких конструкций продолжает и развивает директор Института ILEK, инженер и архитектор – Вернер Зобек. Эта часть, думаю, на многих произвела впечатление и стала ключевым моментом в переосмыслении подхода к проектированию. Насколько мы, как будущие архитекторы, решая наши архитектурные задачи, недалеко уходим от древних зодчих. Нам было показано, что, имея понимание того, как работает балка, испытывающая нагрузку, можно правильно распределить в ней материал за счет уже знакомой опалубки. Обычно размеры конструкции рассчитаны так, чтобы она выдерживала самые неблагоприятные комбинации нагрузок. Однако это случается очень редко или вообще никогда. Исследователи, пытаясь противостоять такому чрезмерному использованию материала, предложили свой вариант – адаптивную конструкцию. Датчики измеряют текущее положение и напряжение в многочисленных точках корпуса. Почти одновременно прогнозируются возможные вибрации и нежелательные деформации, рассчитываются необходимые противодействия и запускаются гидравлические цилиндры. Smart Shell – адаптивная оболочка толщиной всего 4 см, что в два раза меньше пассивной оболочки такой же несущей способности. Она склеена из четырех слоев деревянных реек и опирается на управляемые гидравлические опоры. При воздействии динамических нагрузок геометрией оболочки манипулируют: в трех из четырех опор гидравлические приводы генерируют встречные деформации и вибрации конструкции и, как результат, компенсируют исходную деформацию геометрии. Максимум поверхности при минимуме использованного материала. Это действительно круто».
Кроме того, студенты увидели жилой комплекс Weissenhof – уникальный ансамбль из памятников классического модернизма, установивших длительные архитектурные стандарты современной жизни. Среди самых известных зданий в поместье – одиночный дом и двухместный дом Ле Корбюзье. Оба здания с террасами на крыше и светлыми просторными комнатами воплощают теорию пропорций Ле Корбюзье, демонстрируют его функциональную максиму «новой архитектуры», согласно которой дома являются не репрезентативными объектами, а утилитарными – так называемыми «машинами для жизни». А также побывали в Музее Mercedes-Benz и в городской библиотеке в Штутгарте.
«Помимо экскурсии на уже упомянутую выше башню, которая, я думаю, стала одним из самых ярких впечатлений для всех нас, мне очень запомнилось удивительное пространство Штутгартской библиотеки с потрясающей системой лестниц и окон – все белое, наполненное воздухом. Интересно также было погулять по Вайсенхоф и новому кварталу Штутгарта, в проектировании которого участвовал Дэвид Чипперфильд», – Анна Астахова, студентка МАРШ.
«Это моя первая поездка в Германию. У меня были достаточно высокие ожидания, и они оправдались. В Штутгарте и в пригородах, как я и предполагал, все проработано до деталей, все очень четко спланировано, сделано на высоком уровне. Мне очень понравилось в Институте легких конструкций. Кстати, один из макетов ILEK можно будет вскоре увидеть в Музее архитектуры им. А.В. Щусева на выставке, посвященной наследию инженера и изобретателя Владимира Шухова. Помимо этого, будут еще конструкции, которые мы сделали летом на практике. Один из объектов работает на сжатие, как купол Шухова в Выксе, другой – на растяжение, а третий демонстрирует принцип Тенсегрити, где стержни друг друга не касаются, но при этом балансируют и устойчиво держатся в воздухе за счет комбинации сил растяжения и сжатия. Выставка открывается с 22 октября, приходите», – студент МАРШ Март Погосян о поездке и применении знаний о конструкциях, материалах и технологиях на практике.
Команда МАРШ благодарит идейных вдохновителей и организаторов поездки – бюро WERNER SOBEK, компании ThyssenKrupp, Schüco, Stahlbau Pichler, Raico и лично Ивана Томовича и Дарью Ковалеву.
Текст Лилии Байдак.