Образование будущего: альтернативы и возможности
1 июня, в рамках Петербургского международного экономического форума — одного из крупнейших деловых мероприятий России, прошла панельная сессия "Образование будущего: альтернативы и возможности".
Дебаты, посвященные перспективам системы образования, были инициированы Консорциумом независимых учебных заведений, в который наряду с Архитектурной школой МАРШ входят Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино и Школа компьютерных технологий Scream School.
Университеты перестали быть социальным лифтом и гарантией успешного карьерного развития. Появление альтернативных форм образования, готовность бизнеса инвестировать в собственные образовательные платформы, прорывное развитие технологий, а также высокая скорость возникновения новых профессий ставит под вопрос актуальность высшего образования в его классическом виде.
Участникам дебатов предстояло ответить на вопросы, смогут ли университеты адаптироваться к новым скоростям изменений или их заменят альтернативные форматы?
В дебатах принимали участие директор БВШД Анастасия Бутрым, генеральный директор Qiwi и один из партнеров Консорциума Сергей Солонин, директор Innovation Advisory Partners, в прошлом в вице-президент по исследованиям в Сколковском институте науки и технологий Матс Нордлунд, директор Innova HiEd Луэни Морелл, декан драматического отделения Университета штата Калифорния Светлана Ефремова, директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков и музыкант, искусствовед и создатель концепции "Школы будущего" Михаил Казиник. Модерировала сессию директор Консорциума школ Екатерина Черкес-заде.
"Задумав эту дискуссию, мы хотели привлечь внимание к необходимости переосмысления подходов к системе образования в целом. Мы рады, что в рамках форума нам удалось поднять эту важную тему и привлечь для обсуждения ведущих российских и зарубежных экспертов с разносторонним опытом в области бизнеса и образования, которые являются драйверами изменений в этом секторе. – Комментирует Екатерина Черкес-заде. — Во всем мире образование — очень консервативная сфера, но изменения неизбежны. Ближайшее десятилетие будет эпохой наиболее значительных перемен в этом секторе".
Сергей Солонин отметил в своем выступлении, что разрыв между традиционным высшим образованием и требованиями бизнеса усиливается, во всем мире растет количество выпускников, не готовых к работе. По данным Росстата в России в формальном секторе экономики только 43 % выпускников работают по специальности. Как показывает практика, наиболее эффективное образование дают учебные заведения, тесно связанные с индустрией. Например, в школах Консорциума по статистике около 85% выпускников работают по специальности.
По результатам дебатов 70% зрителей в зале проголосовали за то, что высшее образование не сдаст свои позиции, 30% — делают ставку на то, что будущее за альтернативными формами образования. Но все участники дискуссии сошлись во мнении, что изменения неизбежны. Уже сегодня очевидно, что высшее образование — только часть общей картины. Его альтернативы — уже весомая часть рынка.