Цикл событий о кино и архитектуре «Кинотектура»
В рамках проекта «Как отдохнули? Кафе “Времена года” с 1968 года» Музей современного искусства «Гараж» совместно с Архитектурной школой МАРШ и Московской школой кино представляют цикл событий о кино и архитектуре «Кинотектура», который расскажет об этих медиумах с точки зрения их гармоничного взаимодействия для акцентирования внимания на нестандартных областях культурных процессов.В том или ином виде архитектуру можно встретить почти в каждом фильме. В подавляющем большинстве картин она выступает декорацией к основному действию. Иногда замысел режиссера требует появления уникальной среды, и тогда в фильмах возникают целые города. Авторы цикла, а также приглашенные спикеры будут говорить об утопии и дистопии в архитектуре и кино.
Программа цикла будет состоять из 5 событий: 4 лекции от кураторов программы Всеволода Коршунова и Александра Острогорского и круглый стол с приглашенными гостями, где Всеволод и Александр выступают модераторами.
О кураторах цикла
Александр Острогорский — архитектурный журналист и критик. Преподаватель модулей «Профессиональная практика» и С&CS Архитектурной школы МАРШ.
Всеволод Коршунов — сценарист, редактор, киновед. Кандидат искусствоведения. Шеф-редактор отдела документального кинопоказа телеканала «Россия — Культура». Преподаватель ВГИКа, куратор курсов «История кино» и «Современное кино» Московской школы кино.
ПРОГРАММА
11 июля, среда | 19:30Всеволод Коршунов: Экран как конструктор Утопии: из Метрополиса на Марс с пересадкой на Парке культуры
В центре внимания — способность кинематографа уже с первых лет своего существования перекраивать реальный мир и генерировать новые, не существующие пространства.
Способность кино быть незамутненным фиксатором реальности всегда вызывала вопросы. Ведь рамка кадра, ракурс, монтажная склейка, авторское высказывание в любом случае уже создают новую версию и интерпретацию реальности.
Лев Кулешов конструировал на монтажном столе творимую земную поверхность, Сергей Эйзенштейн раскладывал мир на атомы-кадрики, а затем, подобно богу-демиургу, создавал из них новые миры. Фриц Ланг переверстывал экспрессионистское «овнешнение внутреннего» в объективистский хронотоп будущего. Архитектурные объекты — реальные и созданные специально для фильма — превращалась в утопические метафоры гармонии, порядка, контроля и иерархии.
Регистрация здесь.
19 июля, четверг | 19:30
Александр Острогорский: Утопия в кадре архитектора: эпопея, общий план, массовка
Внимание будет сосредоточено на прямых перспективах и дальних горизонтах в плане Чикаго 1909 года и в Лучезарном городе Ле Корбюзье, людях на фоне природы в городах Эбенизера Говарда и Фрэнка Ллойда Райта, масштабе, доведенном до абсурда, и смех со слезами на глазах в проектах Superstudio и Archizoom.
Масштабные утопические проекты архитекторов XX века привычно оценивать с точки зрения возможных последствий в случае их реализации. Где лучше бы жилось — в городе-саде или в городе небоскребов?
Сегодня такая постановка вопроса вряд ли имеет смысл, ведь ни один из этих проектов не был реализован в соответствии с замыслом автора. Но что, если взглянуть на них как на художественные произведения, предлагающие нам определенные формы отношений с реальностью, как на особые жанры мечты и надежды?
Регистрация здесь.
25 июля, среда | 19:30
Всеволод Коршунов: Экран как конструктор Дистопии: из Альфавиля на Манхэттен с пересадкой в Мариенбаде
В рамках лекции будет обсуждаться архитектура в фильмах Антониони: башня Пирелли в «Ночи» и индустриальная Равенна в «Красной пустыне»; мир под колпаком в «Шоу Трумана», Министерство информации в «Бразилии» и онейрическое барокко «В прошлом году в Мариенбаде»; Париж 1960-х как годаровский Альфавиль, здание МГУ как Кощеево царство в «Окраине» Луцика и выталкивающий героев Манхэттен в фильмах нового Голливуда.
Изначально связанные с понятием «утопии» многие феномены современного общества в кинематографе оборачивались своей полной противоположностью, выраженной термином «дистопия». Так часто происходит с комфортом, оборачивающимся консюмеризмом, контролем, приводящим к лишению свободы, реальностью, которая ускользает, и временем, которое становится выморочным лабиринтом. На лекции будут проведены параллели между этими трансформациями и приемом «затрудненной формы», а также уделено внимание проблемам критического восприятия и системам его блокировок. Кроме того, Всеволод Коршунов продемонстрирует на известных кинематографических примерах, какие архитектурные объекты становились образами системы, дисбаланса, нехватки, ловушки и потери себя.
Регистрация здесь.
1 августа, среда | 19:30
Александр Острогорский: Дистопия в кадре архитектора: драма, крупный план, герой
Не так много архитектурных проектов, если такие вообще найдутся, целью которых является создание дистопии. Однако желание сбежать из дистопии в другой мир часто вдохновляет архитекторов.
Этот другой мир неизбежно становится своеобразным отражением дистопического окружения. И тогда возникают удивительно странные, алогичные, даже невротические пространства, сфокусированные на одном чувстве, одной особенности пространства, которая становится движущей силой сюжета.
Постельные сцены у Джона Хейдука, постструктуралистский монтаж Питера Айзенмана, человек и искусственный интеллект у Седрика Прайса, «короткий метр» Альдо ван Эйка и другие занимательные сюжеты станут предметом лекции.
Регистрация здесь.
8 августа, среда | 19:30
Дискуссия на тему "IN FUTURO: конец утопии?"
В рамках проекта «Как отдохнули? Кафе «Времена года» с 1968 года» состоится дискуссия, в течение которой участники поговорят о том, что такое утопия сегодня и находят ли утопические идеи себе место в разных видах искусства и творчества.
На данный момент человечество переживает эпоху стремительных и неожиданных перемен, и каким будет завтрашний день — никто не знает. Казалось бы, воображению о будущем совсем не осталось места — теперь только прогнозы экспертов и форсайты. Нужны ли современному обществу утопия и дистопия, какими они были в ХХ веке? Аккумулируют ли сегодня архитектура и кино мечты о будущем? Какие медиумы сегодня являются проводниками представлений о будущем, и кто именно определяет эти представления? И есть ли будущее у архитектуры и кинематографа, которые, по всей видимости, уже пережили свой золотой век?
В дискуссии примут участие старший куратор Музея «Гараж» Екатерина Иноземцева, медиа-директор проекта «Яндекс. Дзен» Даниил Трабун и кандидат философских наук, руководитель сектора эстетики Института философии Российской академии наук Елена Петровская. Модераторы дискуссии — Александр Острогорский и Всеволод Коршунов.
Регистрация здесь.
Следите за обновлениями.