Статус школы, или образование как критический проект
Каким должно быть современное архитектурное образование? Задача МАРШ — воспитание думающего, чувствительного, ответственного архитектора. А как организовать образовательный процесс, чтобы ее достигнуть? В этом году, когда впервые в школе были заполнены все пять курсов (три — бакалавриата, два — магистратуры), мы одновременно с первой ежегодной выставкой студенческих проектов проводим цикл дискуссий, посвященный критическому подходу в образовании.
С 28 июня по 14 июля архитекторы, художники, философы, педагоги, а также преподаватели, студенты, друзья и коллеги МАРШ будут обсуждать, как учебным заведениям не только передавать знания и навыки, но и осмыслять действительность, занимать позицию, задавать вопросы и искать на них ответы.
Больше 70 лет назад, сразу после завершения Второй мировой войны, немецкий философ и психолог Карл Ясперс пишет трактат «Идея университета»: «Будущее наших университетов, если им будет дан шанс, основывается на возрождении их первоначального духа... Настал момент, когда преподавателям и студентам необходимо осознать свой образ действий. Там, где все шатко, мы со своей стороны хотим знать, на чем стоим и чего хотим». Наши цели в начале XXI века не сильно отличаются от задач образования, обозначенных Ясперсом в середине XX века: «В университете реализуется изначальное стремление к знанию, которое поначалу не имеет никакой иной цели, кроме как узнавать, что возможно познать и кем мы станем благодаря познанию». Востребовано ли сегодня такое отношение к образованию? Помогает ли оно развитию архитектуры как части культуры и как профессии? Нужно ли школам перестать быть пассивными «производителями специалистов для рынка труда», занять активную позицию — исследователей политических, экономических, социальных обстоятельств, в которых мы существуем и занимаемся любым делом, включая и архитектуру?
Серия мероприятий, посвященных поиску ответов на эти вопросы, откроется в четверг, 28 июня, встречей директора Пушкинского музея Марины Лошак и ректора Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса. Вместе они попробуют описать сложности и противоречия, скрытые в современности, и вынуждающие меняться и музеи, и университеты — важнейшие институты Просвещения.
В воскресенье, 1 июля, дискуссия «Образование и/или/как революция» соберет образовательные проекты, в которых нашли способ превратить обучение в инструмент анализа и критики. В разговоре примут участие представители проектов InLiberty, «Школа театрального лидера», Институт проблем современного искусства, Школа культурологии НИУ ВШЭ.
Критическому подходу в архитектурном образовании будет посвящен семинар «Архитектурная студия как эксперимент». Во вторник, 3 июля, преподаватели МАРШ и коллеги из других архитектурных вузов обсудят подход к студиям и мастерским как к экспериментам, задача которых — не только помочь будущим архитекторами получить нужные знания, но и задать волнующие нас вопросы о современности.
Тему подхватит встреча преподавателей бакалавриата МАРШ. В этом году в программах бакалавров часто возникали методы и темы, связанные с современным искусством, что помогало студентам сформулировать ясные концепции проектов, глубоко исследовать свою индивидуальность, расширить диапазон творческих подходов.
Один из важных вопросов — роль архитектуры в нашей жизни сегодня, возможность ее непосредственного восприятия. Этой теме будет посвящена лекция Сергея Ситара, которая пройдет во вторник, 10 июля.
Закончат этот цикл мероприятий сами студенты: 14 июля выпускники бакалавриата и магистратуры МАРШ подвергнут критике саму школу в дискуссии «Грязнописание, хроматика, природоедение: чему нас учили, чему мы научились в МАРШ».