 
							
						
																		 
		Свет в музее: как освещение становится языком пространства
Поговорили с Валерией Гореловой, преподавателем программы «Экспозиционный дизайн», о том, как через освещение можно рассказывать истории и управлять вниманием зрителя.
 
Валерия Горелова — специалист в области светового и экспозиционного дизайна, сооснователь журнала [ДЛИНА ВОЛНЫ]. Руководит бюро THE ViEW.
Валерия получила образование по специальности «Средовой дизайнер» в МГХПА им. Строганова. Занималась малыми архитектурными формами, изучала урбанистику и проектировала интерьеры. Освещением заинтересовалась, когда стали реализовываться первые проекты: уже тогда увидела разницу в том, как выглядит и ощущается пространство в разное время суток и с разным освещением. В тот момент, в 2016 году МАРШ запускал первый поток программы по световому дизайну, и Валерия решила добрать знаний, которых не хватило в вузе и на работе. Изначально обучение на программе было запланировано как повышение квалификации, но уже на середине обучения Валерия стала стажироваться в светодизайнерском бюро. С тех пор ее работа связана только со светом.
«Когда я была дизайнером, попасть в определенное бюро я могла, только научившись их стилистике. Такой опыт нарабатывается за несколько лет, но попасть в любое другое бюро с другим подходом будет трудно. А свет давал мне возможность взаимодействовать и перенимать разные архитектурные и дизайнерские подходы, не вступая в конфликт с авторскими подходами, а также делать любую архитектуру проявленной и эффектной. К тому же несколько поколений моей семьи трудились в театре и кино, и для меня эта тема очень близка. Наверное, по этой причине я заметила, что со светом в моих первых проектах было что-то не то. Я до сих пор влюблена в свою профессию, и очень рада, что все случилось как случилось».
Как свет влияет на экспозиционное пространство
«Выделю несколько ключевых аспектов, которые позволяют добиться не только закрыть базовые потребности в освещении, но и повлиять на восприятие места.
Первый слой — это функция, сама суть пространства. Это может быть ресторан, жилой дом или его экспозиции. Задачи, которые решает пользователь — это то, что мы берем во внимание с точки зрения света в первую очередь. Следующая часть — слой пространства, то есть архитектуры: стены, стенды, арки, потолки, зонирование. Перед нами ставится задача определить, как работать со светом так, чтобы подчеркнуть уникальность архитектурного решения или уникальность планировки места.
Далее, помимо предыдущих пунктов, ставится цель провести человека сквозь пространство. Это особенно важно в экспозиции, потому что она часто построена в достаточно просторном зале, в котором нужно следом за кураторской задумкой и архитектурным планом вести человека. Тогда на этот план накладывается навигационный свет — определенное направление лучей, контрасты яркости, когда человек из темного пространства проходит в более светлое. Это достаточно тонкая работа, которая воспринимается посетителями неосознанно, например, когда свет возвращает наше внимание на текст или элемент интерьера или двигает нас в сторону продолжения повествования. Здесь для светодизайнера очень важно знать маршрут, простроенный архитектором или куратором.



Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» (2023), Музей Московского Кремля. Архитектура: АБ Planet. Светодизайн The VIEW. Фото Василия Буланова
Еще один очень важный слой — это слой смыслов, отношений, настроения, эмоции. Бывает, когда архитектура уже изначально подразумевает образное и функциональное освещение. А бывает, когда архитектура достается нам чистой: допустим, проектировщик об этом не задумывался, но мы, как светодизайнеры, видим эту возможность и, конечно же, наполняем пространство светом, добавляем образ и подчеркиваем смыслы, заложенные в проекте.
Следующий слой — это сценография, которая через ассоциативный ряд, контрасты, возможно, через цвет, дает посетителю (зрителю, пользователю) сигнал, дополнительную связку с темой или с целью, или с функцией пространства. Ее нужно не просто чувствовать, нужно понимать, что для студентов самое сложное в освещении».
Как вносятся изменения в концепцию освещения выставки
«Достаточно сложно вписывать что-то новое в работу на середине, потому что можно попасть в ситуацию, когда внести корректировки в конструкции уже невозможно. В этом случае начинаются компромиссы, иногда критические для желаемого результата.
Главное в работе светодизайнера — это проработанная концепция: чем она детальнее, тем меньше ошибок на последующих этапах. Следующее по важности — проектная и рабочая документации, которые „приземляют“ концепцию в материальный мир.
Как показывает практика, решающую роль играют правильный менеджмент и хорошие отношения со всеми участниками проекта. Ведь можно разработать прекрасную подробную концепцию и тщательно проработанную рабочую документацию, но если подрядчик вовремя не посмотрел, не внес комментарии, не задал вопрос, а вы, как светодизайнер, не переспросили — многое может быть упущено и, к сожалению, воплощено иначе, чем задумывалось изначально».
Что может помочь специалисту при работе со светом
«Все зависит от бэкграунда. Увлечение фотографией, например, очень хорошо помогает. Когда я работала в первом светодизайнерском бюро, в команду пришел человек, который раньше был фотографом. Возможно, ему не хватало практических навыков, навыков проектирования, но он потрясающе видел и чувствовал свет, и дело оставалось за малым — просто приобрести hard-skills, что гораздо легче, чем научиться видеть свет с нуля.
В целом, нужна базовая чуйка и возможность видеть, как свет взаимодействует с материалами и пространством. Быстро в профессию погружаются дизайнеры-архитекторы, потому что у них уже есть опыт светотеневого рисунка, живописи, есть насмотренность. Еще быстрее осваиваются люди, которые взаимодействовали, например, с театральным или любым другим светом, а также киноманы и художники.
Опыт показывает, что без практики никуда. Возможность участвовать в световых мастер-классах и научиться настройке освещения — в качестве стажера или младшего сотрудника — важно, потому что можно посмотреть за тем, что делают старшие. Еще один полезный совет для всех начинающих специалистов и студентов: читать и смотреть интервью со светодизайнерами с практикой от пяти лет, изучать и анализировать их работы, узнавать о технологиях создания проекта».

Выставка «Панк-культура. Король и шут», Севкабель Порт (2023), архитектура: Planet 9. Светодизайн The VIEW. Фото Василия Буланова
Какие программы и инструменты важно изучать
«Программы развиваются, появляются новые. Основная программа для светотехнических расчетов — это DIALux. Cо времени моего обучения она меняется, становится все лучше и лучше для работы над визуализацией освещения, когда в 2017-2018 годах все предпочитали делать визуализации в 3ds Max. Тонкость заключается в том, что cвет не всегда отображается корректно в сторонних программах. Часто бывает, когда заказчик видит визуализацию и считает, что свет таким и будет в реальности, а он таким не будет, потому что правдиво в этом плане покажет только специальная светотехническая программа с корректно настроенной фотометрией. И разница в том, что в 3D-программе гораздо сложнее настраивать корректное отображение световых эффектов.
Также для человека, который проектирует свет и презентует предложения, нелишним будет изучить программы для верстки презентаций и подачи идей. Полезно научиться визуализировать идеи через скетчи, референсы, а также ИИ. Помимо этого, на результативность влияет правильная коммуникация со всеми участниками проекта и четкая, поставленная речь».
Если вы хотите научиться видеть и создавать свет не только как технический элемент, а как часть художественного замысла, приходите на программу «Экспозиционный дизайн». Вы поймете, как освещение формирует восприятие экспозиции, узнаете, как работать со светом для музейных и выставочных пространств и будете готовы к профессиональной коммункации со всеми участниками проекта. Обучение построено на практике и включает знакомство с представителями музейных институций, опытными создателями знаковых экспозиционных проектов в сфере искусства и науки, а также посещение выставочных пространств с экспертами.
Фото анонса: Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» (2025), Третьяковская галерея. Фото Валерии Гореловой.
 
			 
         
								 
                             
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						 
							
						