

Как освещение создает атмосферу городской среды
При создании общественных пространств продумываются не только фасадные решения, инфраструктура и благоустройство территории, но и сценарии освещения. Именно световой дизайнер позволяет закрепить общую концепцию проекта, создать характерный образ зданий и теплую атмосферу. О том, зачем нужно продуманное освещение и как оно влияет на восприятие зданий и пространства, рассказывает светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» Юлия Жаркова.
Световой дизайн формирует смыслы, сценарии и атмосферу городской среды. В общественных пространствах он должен не только обеспечивать безопасность и помогать ориентироваться, но и поддерживать качество повседневной жизни людей, быть комфортным, этичным, связанным с архитектурным контекстом и ритмами города.
«Городское освещение — часть инфраструктуры. Поэтому оно должно быть продумано с учетом потребности человека. С другой стороны, свет в городе — это язык, с помощью которого в темное время суток можно рассказать историю о пространстве, подчеркнуть его характер, сделать его понятным и живым», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».

ЖК «Селигер Сити», г. Москва. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Как световой дизайн применяется на практике
Световой дизайн — это не надстройка «в конце проекта», а полноценная его часть. Если дизайнер включен в процесс разработки благоустройства с самого начала, то свет становится одним из инструментов работы с пространством, архитектурой, ландшафтом и инфраструктурой. Он позволяет прочувствовать контекст, дух места, его характер и индивидуальность. Это касается и исторической, и современной городской среды.
Привлекать светодизайнера в проект важно еще на этапе концепции — только так специалист сможет понять задачи ландшафтного архитектора и поможет их решить, максимально раскрывая все смыслы и идеи.
«К сожалению, так бывает не всегда. Про освещение вспоминают поздно, когда благоустройство полностью спроектировано. В таком случае освещение может решить лишь функциональные задачи (безопасность и навигация), а в худшем — становится совершенно инородным слоем, которое искажает пространство в вечернее время, создает дискомфорт и негативное восприятие у людей», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».

ЖК «Метрополия», г. Москва. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Сценарии светового дизайна в жилых комплексах
В освещении жилых комплексов важно комбинировать два принципиальных вида: архитектурное освещение фасадов и освещение территории.
Архитектурное освещение отвечает за впечатление о жилом комплексе с определенного расстояния, оно создает характерный образ зданий в общей панораме окружающей застройки и выделяет его. Это та часть дизайн-кода и архитектуры, которая отвечает за имидж и статус.
«Мы всегда стараемся разрабатывать архитектурное освещение так, чтобы оно не создавало дискомфорта жильцам, а основные решения сосредотачиваем на внешних фасадах. Прорабатываем группы и режимы включения таким образом, чтобы поздним вечером оставалась работать только часть осветительной установки. Сценарии архитектурного освещения могут меняться и в зависимости от сезона», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».

Озерковская набережная, г. Москва. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Освещение территории — это всегда про атмосферу, уют, комфорт жильцов и часть ежедневной рутины человека. Декоративное освещение озеленения может работать менее или более активно, могут появляться различные цветные акценты и разрабатываться график включения/выключения света. Также на территории всегда есть группа светильников функционального света, которая работает и вечером, и ночью (ночью может немного диммироваться — менять интенсивность), а декоративное и ландшафтное освещение рекомендуется выключать в ночные часы, когда активность жильцов спадает.
Как понять, что освещение работает по задумке
Признак качественного освещения — отсутствие внимания людей к свету. Значит, оно для них максимально комфортное и естественное. При этом оно деликатно позволяет полноценно пользоваться пространством и взаимодействовать с другими людьми.

Александровский сад, г. Нижний Новгород. Проект освещения — бюро «Культура Света»
«Я чувствовала себя очень комфортно на улицах Лондона. Например, запомнилось пешеходное пространство вдоль Музея естественной истории. Там световые приборы установлены на высоких опорах, в них интегрированы разные приспособления: часть света работает на общее функциональное освещение улицы, часть создает акценты на малых архитектурных формах. А внутри опор есть декоративные модули, которые работают как маячки и формируют общую перспективу улицы. При этом фасады музея освещены заливающим светом очень мягко и сдержанно. Вечером ты погружаешься в магию этого места даже больше, чем днем — все вокруг тебя очень торжественно, эффектно, но в это же время спокойно и по-английски отстраненно, со своим настроением», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».

Вход в ЦПКиО им. М. Горького, г. Москва. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Коммуникация ландшафтного архитектора и светового дизайнера
Коммуникация светодизайнера и ландшафтного архитектора — это 75% успеха. Чем лучше дизайнер понимает задачи, которые для себя ставят архитекторы (работу с фасадами, зонированием и сценографией пространства), тем качественнее он интегрирует в этот проект свет. Зачастую только при совместной работе можно получить то освещение, которое будет поддерживать, раскрывать и дополнять архитектурный облик.
«Лучшие проекты „Культуры Света“ создавались в очень плотном общении с ландшафтными архитекторами. Например, так получился маленький двор клубного дома „Цвет32“ на Цветном бульваре — где один выверенный по дизайну и световому распределению торшер стал центральным элементом всего двора. И кажется, будто он один его освещает и создает расслабленную и уютную атмосферу. На самом же деле, внутри проекта спрятаны и другие светильники, которые поддерживают торшер, создают для него красивый фон и расставляют акценты», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».

Кремлевская набережная, г. Тула. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Как работает светодизайнер: от анализа до чертежей
Процесс разработки концепции освещения строится поэтапно — вслед за благоустройством территории.
Шаг 1. Анализ
Светодизайнер анализирует материалы архитекторов, в том числе план территории, контекст постройки и ее особенности.
Шаг 2. Разработка концепции
На этом этапе начинается построение общей идеи освещения в поддержку решений архитекторов по зонированию, иерархии пространства, навигации и так далее.
Шаг 3. Проработка приемов освещения
Дизайнер прорабатывает приемы освещения, подбирает типологию приборов, референсы релевантных объектов. Показывает нестандартные решения на схемах и эскизах, проверяет все светотехническими расчетами. Материалы регулярно согласовываются с ландшафтными архитекторами, параллельно проводятся промежуточные встречи с заказчиком, — это нужно, чтобы успеть вовремя подкорректировать те или иные решения.

Детская площадка, г. Москва. Проект освещения — бюро «Культура Света»
Шаг 4. Генеральный план освещения
К финалу дизайнер собирает концепцию освещения, которую он отрисовывает на световом генплане. Это заключительный и наглядный документ, где показаны все световые приемы и эффекты, соотношения яркостей и световое зонирование территории — максимально близко к реальности.
Шаг 5. Чертежи
Последний этап — техническая работа с чертежами: расстановка светильников, проработка узлов крепления, разработка фундаментов опор освещения, подготовка спецификации и оценка бюджета на осветительное оборудование.
В глазах смотрящего: почему важно развивать визуальный опыт
Насмотренность — это идейный фундамент, который позволяет быстро находить максимально удачные решения под проекты. Чтобы ее тренировать, обращайте внимание, как свет влияет на объекты и пространство, фиксируйте изменение освещения в зависимости от времени суток, погоды и окружающей среды.
Например, этой весной студентам программы Британки и архитектурной школы МАРШ «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» провели экскурсию по территории жилого комплекса «Метрополия». Юлия Жаркова рассказала студентам, как строится работа над концепцией освещения и взаимодействие с архитекторами, насколько важно светодизайнерам понимать архитектурную идею проекта благоустройства, чтобы выстроить освещение в ее поддержку и раскрытие. А еще объяснила этапность разработки проекта освещения: например, когда выбираются светильники или просчитывается бюджет на освещение.

Экскурсия по территории ЖК «Метрополия»
«Мы посмотрели, как свет обеспечивает поддержку зонирования пространства и навигацию по территории. Много внимания уделили обсуждению приемов освещения, которые помогают сделать территорию визуально комфортной и безопасной. Увидели, как архитектурная художественная подсветка работает на уровне первых этажей, создавая в вечернее время интересное и уютное пространство для жителей. Также на этом проекте отлично видно, насколько комплексно работают вместе архитектурное освещение зданий и наружное освещение территории жилого комплекса, если они разрабатываются с учетом друг друга. В случае с ЖК „Метрополия“ архитектурное освещение влияет на дальнее восприятие комплекса — оно обозначает и выделяет его среди окружающей застройки», — Юлия Жаркова, светодизайнер, основатель бюро «Культура Света» и преподаватель программы Британки «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».
Научиться создавать концепции внутреннего и наружного освещения, генерировать креативные идеи и понимать, как свет влияет на визуальное восприятие и формирует его, можно на программе архитектурной школы МАРШ «Световой дизайн». Старт — 19 октября!
А чтобы расширить свои компетенции в ландшафтном дизайне и начать работу с городскими проектами, научиться разрабатывать планы благоустройства от концепции до реализации (в том числе решения по освещению) и генерировать креативные идеи для повышения привлекательности общественных территорий, присоединяйтесь к совместной программе Британки и архитектурной школы МАРШ «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств». Новый поток стартует 15 ноября.