

Концепт образовательной архитектуры: какой она должна быть и какие эмоции вызывать?
В современной архитектуре мало настоящих инноваций, так как конечный продукт формируется требованиями и ограничениями профессиональных заказчиков (девелоперов или государственных структур). Специалисты вынуждены работать в рамках нормативных и функциональных стандартов, что оставляет меньше свободы для креативных решений. Например, спроектировать дом Наркомфина сегодня было бы невозможно. Если раньше архитекторы создавали новые модели жизни, то сейчас девелоперы придерживаются устоявшихся жилищных типологий.
В сфере образовательных учреждений долго не велось осмысленного диалога, какими должны быть современная школа и детский сад, пока архитекторы из бюро ATRIUM не начали работу над книгой «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ», в которой проанализировали собственные проекты, международный опыт, исследовали тенденции и начали диалог с экспертами. Логичным продолжением стала разработка программ «Проектирование школы будущего» и «Проектирование детского сада», к которым кураторы привлекли специалистов из разных сфер, чтобы смоделировать процесс создания идеального образовательного учреждения. О том, зачем нужно образование, как создавать школы и детские сады будущего и почему в проектировании важен междисциплинарный подход, мы поговорили с кураторами программ — Сергеем Надточим (ATRIUM) и Анжелой Елисеевой (ПИК).
Как создавать будущее
Проектируя школу или детский сад, нужно понимать, что она будет построена лишь через 4–7 лет. Какими будут ученики, преподаватели, образовательные программы? Точно предсказать нельзя, но это отличная возможность задуматься о будущем и заложить в проект гибкость и перспективные решения. Например, в проекте детского сада рассматривается создание соляной комнаты или пространства с подвесными домиками-гнездами для комплексного развития. Через десять лет количество детей со сложностями в концентрации внимания может возрасти, и в таких условиях предложенные зоны могут оказаться менее эффективными, чем предполагалось на старте проекта. Но даже такой экспериментальный подход лучше, чем привычные стандартизированные решения.
«Школы — дорогостоящие проекты, и их неэффективное использование ограничивает потенциал. Сейчас пик численности школьников, но с 2030 года он начнет снижаться из-за уровня рождаемости. Поэтому школы должны обслуживать не только учеников, но и весь район. Спортивные залы, библиотеки, актовые залы могут использоваться в вечернее время и выходные для допобразования, общественных мероприятий, занятий для пенсионеров. Открытость школ требует продуманных решений: кто может получить доступ — только родители, жители района или, например, жители ЖК? Здесь еще есть над чем работать», — Сергей Надточий, куратор курса «Проектирование школы будущего», партнер и арт-директор ATRIUM.
«Необходимо разрабатывать новые проекты, строить современные здания и выходить за пределы Москвы. В столице застройщики обязаны включать школы и детские сады в состав жилых комплексов, но не во всех городах России есть подобные требования. Хочется верить, что эта практика распространится на регионы, чтобы социальная инфраструктура обновлялась и появлялись современные образовательные пространства. Тем более, с недавних пор семейная ипотека на вторичное жилье стала доступна в регионах, что может способствовать развитию городов и созданию новых школ и садов», — Анжела Елисеева, куратор курса «Проектирование детского сада», руководитель образовательного продукта ПИК.
Дошкольное образование — время, когда у ребенка формируется первое понимание учебы и отношение к ней, к знаниям, к другим людям — детям и взрослым. Здесь он впервые сталкивается с темой образования в классическом понимании. Появляются процессы, которых раньше не было: кружки, дополнительные занятия, необходимость есть, спать, гулять в определенных местах. Важно работать с дошколятами, а не только со старшими детьми, потому что из правильно заложенных ценностей и смыслов вырастает тот самый взрослый человек.
Есть восприятие дошкольного образования как некоего этапа, в течение которого ребенку нужно «пересидеть». Поэтому архитектура садов остается шаблонной — коридор и примыкающие групповые комнаты. Такое пространство не помогает ребенку развиваться, адаптироваться к следующему образовательному этапу — школе.
«Важно менять законодательство, чтобы можно было использовать такие естественные материалы как дерево и бетон, текстуры и нестандартные цветовые решения. Это позволит создать среду, креативную среду, стимулирующую изучение окружающего мира. Почему это важно? Образование обслуживает рынок труда и приносит пользу экономике. Советские школы проектировались для работы в советской среде, стандартные панельные школы похожи на стандартные проекты заводов. В наши дни дети скорее пойдут в корпорации вроде Яндекса или Газпрома, где среда стимулирует общение и креативность: можно работать не только за столом, но и в мягких зонах, коридорах, столовой. В школах и детских садах происходят те же процессы. Важно понимать, в какой среде вы хотите работать, как устроены ваши рабочие процессы, и создавать образовательную среду, которая готовит к этим условиям», — Сергей Надточий.
«Архитектура действительно является „третьим учителем“ и задает будущие сценарии. Если в детском саду есть оборудованный зал для танцев, ребенок сможет развить этот навык. Если пространство способствует самостоятельному передвижению, то он лучше адаптируется к школьной среде. Важно понимать, что необходимо ребенку для развития и системно закладывать такие решения», — Анжела Елисеева.




Образовательный центр Академии Шаньфэн в культурном и спортивном комплексе Mountain Kingston (Сучжоу, Китай, 2023) — защищенное, но открытое пространство, интегрированное в городскую среду. Cостоит из пяти корпусов, в которых расположен театр, галерея, библиотека, спортивный центр, танцевальные и фитнес-залы, бассейн и кафе. Между собой корпуса соединены переходами с зеленой кровлей и внутренними дворами. Фасады выполнены из формованного белого бетона, вдохновленного традиционной архитектурой Сучжоу, но более устойчивого к влаге, чем классическая белая штукатурка. Кампус связан с районом общими удобствами: театр имеет отдельный вход для публики, кафе граничит с улицей, а спортивный центр и бассейн доступны жителям в школьные каникулы. Фото Archdaily.
Почему в образовании нужен междисциплинарный подход
Проектирование школы — один из самых сложных процессов, требующий участия множества специалистов. Каждый смотрит на проект со своей узкоспециализированной позиции. Например, государство ориентируется на базовые стандарты качества, застройщик рассматривает школу как инструмент повышения стоимости недвижимости и качества городской среды. Если в школе предусмотрены общественные функции, она становится центром районного сообщества, что делает ее еще более ценной. При этом застройщик вынужден учитывать экономику проекта.
«Многосветный атриум с амфитеатром требует обоснования с точки зрения пожарных норм и получения специальных технических условий (СТУ). Это дополнительная экспертиза, которая удорожает проект, но создает более качественную образовательную среду. Опытные застройщики понимают важность таких решений, тогда как менее вовлеченные могут видеть их как излишнее усложнение», — Сергей Надточий.
Диалог между всеми сторонами позволяет находить компромиссы. Например, традиционные читальные залы в школах устарели, но их можно переосмыслить, превратив в медиатеки, совмещенные с IT-пространствами. Это дает доступ к ресурсам и технологиям в удобной среде, обеспечивая индивидуальную и групповую работу. Все участники процесса — педагоги, школьные администраторы, архитекторы — рассматривают проект со своей позиции. Для управленцев важны вопросы безопасности, психологического благополучия учеников и профилактики буллинга. Это отражается в архитектуре: визуально доступные пространства, отсутствие изолированных зон, современные планировочные решения для санузлов. Кроме того, обсуждаются энергоэффективные решения, система вентиляции, доступность и безопасность территории. С одной стороны, важно создать открытую и дружелюбную среду, с другой — учитывать современные риски.
Эти вопросы не имеют простых решений. Поэтому цель курсов — создать идеальные условия для работы, собрать сильную команду и вместе со студентами разработать конкурентоспособный и инновационный продукт, найти новые подходы и сформировать школы и детские сады будущего.
Из чего, как и где строить образовательные учреждения
Школы и детские сады должны располагаться в местах, безопасных с точки зрения окружающей среды — от состава почвы до качества воздуха. В девелоперских проектах расположение образовательных учреждений определяется мастер-планом и правилами конкретного застройщика. Главное — обеспечить удобную доступность: если школа или сад находятся в центре района, важно, чтобы к ним можно было легко дойти пешком. Частные учредители иногда размещают учебные заведения и в жилых домах, и в удаленных локациях. Пространства в садах и школах могут органично соединяться с природной средой. В частных проектах возможностей больше: можно убирать стены, объединять игровые зоны с зелеными территориями, создавать внутренние площадки с песком и горками, в то время как в государственных учреждениях стандарты четко прописаны.
Для уличного пространства предпочтительно использовать малые архитектурные формы из дерева, природного материала с естественным цветом, который гармонично вписывается в окружающую среду. Важно применять экологичные материалы и в интерьере: мебель, краски, изделия, которые не горят и не имеют запаха.
Считается, что дети различают сложные цвета после трех лет, а до этого им нужны яркие и насыщенные оттенки. Кураторы ориентируются на колористическую теорию, но считают важнее эстетику. В школе есть возможность не только работать с цветом, но и создавать креативные решения, например, больше использовать дерево и чистый бетон в интерьере, как делают в Скандинавии и Европе. При правильной обработке дерево вполне соответствует нормам безопасности.




Начальная школа естественных наук и биоразнообразия (2013, Париж, Франция). Гимназия возвышается на 12 метров, тогда как школа распределена по первому, второму и частично третьему этажу. Простые и строгие учебные помещения взаимодействуют с гибкими игровыми зонами, образуя единое пространство с плавным переходом между архитектурой и природой. В фасадах предусмотрены ниши для растений — папоротники в бетонных чашах, мох на шероховатых поверхностях. Архитектура способствует также гнездованию птиц и насекомых: созданы углубления для ласточек, укромные уголки для насекомых, встроенные гнездовые ящики для пустельг, стрижей и летучих мышей. Шахматное расположение блоков увеличивает разнообразие микросред, создавая динамичную, живую среду, в которой природа и образование сосуществуют в балансе. Фото Archdaily.
Какие умные технологии могут быть использованы в строительстве
Технологии находят применение в производстве, безопасности и архитектуре, приводя к появлению новых инженерных, фасадных и интерьерных решений, а также материалов.
«В групповой комнате детского сада может быть установлена трансформируемая перегородка, которая закрывается во время сна и открывается после пробуждения детей. По похожему принципу работает умное стекло с изменяющейся прозрачностью — по нажатию кнопки оно становится матовым или снова прозрачным. Такие технологии позволяют гибко использовать одно пространство в разных сценариях.
Приведу в пример системы для управления акустикой в помещениях. Раньше проектировали многослойные двери, делали мягкие покрытия для стен и потолков. Затем появились специальные акустические панели, а сегодня все чаще используют акустические спреи, что позволяет снижать уровень шума и создавать комфортную среду. С детскими садами подобных решений и возможностей меньше, но они есть. В рамках курса мы посетим частный детский сад La Berёzka, где пространство спроектировано с вниманием к деталям», — Анжела Елисеева.




Академия La Berёzka (2023), Москва. Для детского сада архитекторы восстановили здание начала XX века, сохранив его исторический облик. Интерьер оформлен в спокойных тонах с использованием натуральных материалов. На площадке установлены игровые элементы для физического развития: лазательный комплекс, качели, подвесы-канаты, карусель и балансировочные конструкции. Фото La Berёzka, EdDesign Mag, Игратекс.
«Еще один пример — прошлогодний проект муниципального детского сада „Саларьево парк“ от ПИК на 220 мест. Стены групповых комнат там украсила профессиональная художница, создав целые сюжетные композиции с животными и птицами. Спустя полгода воспитатели поделились, что эти рисунки стали важной частью дневного ритуала: перед сном они предлагали детям представить себя одним из нарисованных животных, пофантазировать о путешествии, о том, кого взять с собой и какие приключения их ждут. Дети закрывали глаза, погружались в воображаемый мир и спокойно засыпали. Такой подход не только создал уютную среду, но и помог развивать темы дружбы, любви, путешествий, знакомства с природой и транспортом — все то, что делает детский опыт ярким и насыщенным», — Анжела Елисеева.


Детский сад в ЖК «Саларьево парк» (ПИК). Особую атмосферу в коридорах и групповых комнатах создают рисунки художницы Дарины Растворовой. Главные герои рисунков — забавные животные, которые путешествуют по лесам, выходят в море и поднимаются в облака, ищут новые приключения. Такое оформление не только стимулирует воображение, но и помогает детям развивать чувство прекрасного. Фото ПИК.
Как обеспечить баланс между безопасностью и игровой средой
«Школьная территория — важное образовательное пространство, если использовать его правильно. Как обеспечить доступ, сохраняя безопасность? В учебное время посторонних в здание школы не пускают, но спортивную инфраструктуру можно открыть для района после уроков. Для этого нужны решения, например, два уровня контроля: проходная на входе и охрана в вестибюле. Архитекторы стремятся интегрировать школы в городскую среду, а не изолировать их за заборами. По градостроительным нормам школа занимает центральное место в районе, но зачастую это замкнутый участок, нарушающий городскую ткань. Альтернатива — вынос здания на границу участка, формирование уличного фронта, создание активного пространства с дополнительными функциями. Мы пытались реализовать этот подход в ЖК „Символ“, проектируя школу вдоль парка „Зеленая река“», — Сергей Надточий.
«Важно, чтобы школа и детский сад были безопасными и с точки зрения родителей, ведь они приводят сюда своих детей. Для ребенка должны быть обеспечены базовые потребности: полноценное питание, комфортный сон, уютное и красивое пространство для игры и обучения, а также благоприятное окружение. Важно, чтобы место способствовало развитию фантазии и творческой активности и позволяло не отвлекаться на яркие элементы, а самому дополнять пространство творчеством. Больше открытых стен, открытых зон для общения и групповых занятий, а также благоустроенных уличных пространств, ведь на улице дети учатся играть, общаться и развивать жизненные навыки, что делает ее не менее важной, чем само здание», — Анжела Елисеева.
Программы «Проектирование детского сада» и «Проектирование школы будущего» в МАРШ — это возможность не только систематизировать знания по проектированию образовательных учреждений, но и переосмыслить сам подход к созданию этих пространств. Присоединяйтесь к сообществу профессионалов, стремящихся менять среду, и станьте инициатором инноваций в сфере образования. Обучение включает работу над проектом в междисциплинарных командах, по итогу которой участники представят концепции детского сада и школы будущего для разных кейсов — муниципального, частного и учреждения в жилом комплексе.
Фото анонса: La Berёzka