Учиться на ошибках — проблема архитектурных бизнесов? Интервью с куратором курса «Бизнес-управление проектным бюро» Екатериной Пановой
15 ноября в МАРШ впервые стартует новый курс ДПО «Бизнес-управление проектным бюро». В преддверии запуска мы поговорили с куратором программы — основателем агентства Plan the Best, Екатериной Пановой.
— Екатерина, вы уже давно работаете в сфере маркетинговых коммуникаций, в частности в проектах, относящихся к креативным индустриям. Расскажите, как вы пришли именно к этому направлению?
Мы начали работу в креативных индустриях примерно в 2013 году. Первым нашим проектом была PR-поддержка реконструкции Крымской набережной нашего клиента бюро Wowhaus и дальше мы уже не могли остановиться. Мы поняли, что это совершенно потрясающая ниша с очень интересными проектами, где мы встретили и познакомились с большим количеством созидателей — людей, которые действительно меняют облик городов, работают над дизайном вещей, которыми мы пользуемся в ежедневной жизни. Также у нас есть опыт работы в киноиндустрии, сфере геймдизайна и образовательными проектами онлайн. Мы поняли, что эта индустрия очень и очень созидательная. В ней много проектов, которые достойны того, чтобы о них слышало большее количество людей.
— С какими проблемами в управлении и развитии архитектурных и дизайнерских бюро чаще всего сталкиваются молодые специалисты?
Первая важная проблема — это отсутствие каких-либо теоретических знаний, потому что бизнес-теорию нигде, никогда, ни в каких творческих вузах не дают. Тем не менее очень часто молодые специалисты выходят из вузов и открывают свои бюро. Вход в архитектурный бизнес достаточно простой: после одного-двух клиентов начинаешь строить свою команду бюро, не имея представления о том, как управлять бизнес-процессами, что такое финансовая модель, как организовывать постоянный трафик клиентов, как оставлять клиентов в качестве своих амбассадоров, как заниматься маркетингом. Все эти вопросы возникают, а информацию в должном объеме практически нигде не дают. Поэтому люди узнают об ошибках на практике – очень многие говорят, что «ошибки — это мой бизнес-учебник». Нам кажется, это не совсем здравый подход – можно попробовать делать иначе и заранее понять, или даже с прокаченным бизнесом прийти в нашу программу и не совершать ошибок.
— Был ли какой-то необычный или запоминающийся кейс из профессиональной практики, о котором вы могли бы рассказать?
Кейсов было огромное количество. Мы в основном работаем под NDA и я не могу называть названия компаний. Но наша история успеха — это когда к нам приходило бюро, где было всего пять человек и два проекта, а через три года мы уже работаем с бюро, где 60 сотрудников и в ежемесячном пайплайне 20+ проектов. Вот это классные кейсы, которые мы любим. Были хорошие истории, когда мы участвовали в проектах по развитию территорий, которые меняли качество жизни людей. К ним мы, безусловно, относимся с трепетом. Классные кейсы, когда архитекторы вдруг понимают, что сайт — это не просто портфолио, а площадка, которая может реально приносить клиентов. Наши последние кейсы этого года связаны с HR-брендом, с командой, образованием: мы видим, как небольшое вложение в работу с командой несет просто колоссальные изменения по устройству и организации бизнес-процессов, по систематизации регламента. Мы видим, как после этого бюро переходят вообще на другой уровень.
— Екатерина, в этом году вы впервые запускаете программу дополнительного профессионального образования «Бизнес-управление проектным бюро». Расскажите, в чем главная ценность этого курса, на ваш взгляд?
Да, мы впервые запускаем программу ДПО и бесконечно благодарны МАРШу за то, что поддержали эту инициативу и предоставили все возможности, для того чтобы эта программа состоялась. Ценность этой программы в первую очередь в том, что это вообще первый бизнес-курс для архитектурного бизнеса в России, который научит архитекторов управлению и даст необходимые инструменты. Я правда считаю, что для индустрии это великое начало.
Второе — мы собрали совершенно потрясающую команду преподавателей, где большинство из них — практики, то есть люди придут уже со своими работающими эффективными решениями и будут рассказывать об этих кейсах с опорой на теорию. Это очень классные прокачанные практики, у которых есть мощная теоретическая база.
Третье — это невероятный нетворкинг, который получат все участники. Я уже им немного завидую, потому что это знакомство с топ-10 лучших бюро Москвы. Поскольку мы будем ходить туда на экскурсии, это возможность прокачать свой проект в очень живительной и созидательной среде и получить бесконечное количество новых контактов в свою записную книжку.
Последнее — мы выстраиваем эту программу с коучем и поддержкой, потому что понимаем, что для студентов и слушателей этого курса это достаточно энергозатратно. Это большой кусок жизни, который нужно будет прожить в таком бешеном ритме, и мы будем стараться сделать это максимально экологично и соразмерно вашему ритму жизни.
— Какие задачи курс помогает решить?
Задачи, которые решает программа:
Первое — это систематизация и понимание архитектурного бизнеса вообще, а самая первая на деле — возможность построить стратегию развития своего героя, использовать для этого несколько сценарных планов, сделать свою жизнь на несколько лет вперед более продуманной, более качественной и более осознанной.
Безусловно, это и задача операционного плана: умение читать цифры, разбираться в финансовой модели вашего бизнеса, понимание, как выстраивать команду, бренд, маркетинг, как работать с оргструктурой, как прокачивать в себе в том числе лидерские качества и предпринимательское мышление и как сделать ваш бизнес действительно эффективным и работающим.
— Что бы вы посоветовали человеку, который открыл или только планирует развивать свой собственный бизнес в сфере проектирования?
Я бы посоветовала проанализировать нишу, в которую вы хотите идти, заранее подумать, кто сможет стать командой, которая поможет реализовать вашу бизнес-идею. Обязательно просчитать свою юнит-экономику, чтобы понимать, сколько вам нужно проектов для осуществления вашей бизнес-идеи, сколько нужно денег и какими еще ресурсами вы сами обладаете. Из какого состояния вы собираетесь это делать, потому что для предпринимателей самый главный ресурс в жизни — это он сам, то есть насколько вы сейчас эмоционально, физически и психологически готовы к такому начинанию.