Студенты МАРШ построят в Галиче макет Музея отходничества в масштабе 1:1
В 2020-21 учебном году преподаватели студии «Синхронизация. Галич» в магистратуре МАРШ Николай Белоусов и Антон Тимофеев предложили студентам обратить свой взгляд на Галич – малый город с населением около 16 тысяч человек, который находится на северо-западе Костромской области.«Город живой, с удивительной историей, с серьезными производственными предприятиями и хорошим потенциалом. Мы решили сосредоточить наше внимание на нем: исследовать, прочувствовать местный колорит, традиции и те максимумы, которые город может предложить. В течение года мы вместе со студентами постараемся построить план развития города, базирующийся на его внутреннем потенциале, и спроектировать объекты, которые результируют этот план. Кроме понятных проектных действий, мы вместе со студентами реализуем один из проектов в Галиче в масштабе 1:1», – рассказывают преподаватели.
Работа в студии началась с исследования и изучения города. Следующим этапом стало создание концепций общественного пространства. В течение трех недель в ноябре 2020 года студенты, работая в группах, создали четыре проекта для города Галич, четыре концепции Музея отходничества.
Почему именно отходничество и что это вообще такое?
Отходничество – феномен вынужденной трудовой миграции. Для экономики – это удовлетворение спроса на рабочую силу. Для самих отходников и их семей уход в отход означал прерывание, ослабление, часто разрушение социальных связей с родными и близкими. Часть отходников оставались в новых для себя местах, но многие возвращались. Вернувшиеся из больших городов отходники приносили с собой в родные места не только заработанные деньги, но и новые знания, навыки, городскую этику и моду.
Но мест, где бы они могли встречаться и обмениваться знаниями, навыками или просто общаться, не было. И сейчас Галич не богат общественными пространствами, где люди разных поколений могли бы встречаться и общаться или заниматься общим делом. Перед студентами стояла задача создать именно такое место.
В начале декабря, по завершении работы над концепциями Музея отходничества, путем голосования был выбран один проект, который и будет реализован в Галиче в виде макета в масштабе 1:1.
Чтобы узнать, какой это проект, читайте материал до конца.
Сход
Авторы проекта: Антон Грибанов, Елизавета Климковская, Екатерина Скомаровская, Ирина Юрова.
Авторы предлагают создать в городе новое место притяжения – точку схода, сместить содержательный акцент с музейного пространства на пространства для создания и накопления социального капитала среди горожан Галича.
Проектом предполагается, что два крыла здания сходятся в символической точке схода – очаге. В крыльях располагаются пространства коммуникаций. В западном – коворкинг-кафе, в восточном – многофункциональная образовательная студия. В полукруглом секторе – очаг, историческая экспозиция отходничества, служебные помещения. Помимо трех общих входов, коворкинг-кафе и студия имеют свои летние выходы на террасу и внутренний двор. Одновременно в общественном центре могут с комфортом находиться около 100 человек.
Экспозиционную часть музея авторы разделили на четыре части. Первая – вводная, попав в которую люди смогут узнать, что такое отход, и его историю. Далее – тёмный иммерсивный зал с интерактивным медиаконтентом. Следом – зал сменной экспозиции музея. На выходе экспозиции – терминал базы данных, с помощью которого посетители могут узнать больше об отходничестве или проверить, являлись ли их предки отходниками.
Конструктивная особенность здания заключается в использовании очага и окружной стены как несущей конструкции кровли. Потолок открытого типа, с видимыми кровельными конструкциями. Внутренние помещения размещены по принципу “домиков в домике”.
Особенность благоустройства участка предполагает множество сценариев для деятельности людей. На открытой территории общественного центра можно отдыхать во дворе, на пирсе или в саду. Участвовать в мероприятиях на открытом воздухе. Летом кататься на лодках по пруду, сидеть на веранде кафе или устроить пикник на газоне. Зимой кататься на санках с вала, на коньках по замерзшему пруду.
Путь
Авторы проекта: Анна Грекова, Ксения Шилкова, Анна Павлова, Ренат Султанов.
Авторы этого проекта предлагают взглянуть на отходничество как на совершаемый путь, который позволяет осознать ценности происходящих событий, нового интересного дела, родного дома – Галича. По замыслу авторов, движение внутри объекта становится путешествием, а путь – коридором, который образует объём здания и организует функции внутри.
Путь ведёт через разные зоны: проходя входную зону, человек попадает в самую тёплую и уютную часть, где можно наблюдать домашнюю утварь и быт галичан, а из нее в холодную зону отходничества, где происходит взаимодействие с внешней средой – открытый пол с кусочком галичской земли, выход через улицу на смотровую башню. Следующей зоной являются ремесленные мастерские, проходя через которые человек сначала попадает в кафе, а после – на открытый пирс. Таким образом, пройденный путь, этот коридор, постепенно открывает вид на воду и продолжается длинным пирсом, уходящим в даль Галичского озера.
Проводы – Просвет
Авторы проекта: Екатерина Тинякова, Владимир Изаксон, Анастасия Красикова, София Анисимова.Авторы этого проекта предлагают заполнить пустующие дворы гостиных рядов Галича площадками всех видов активности – от шахмат и петанка до тенниса и баскетбола (жители сами путем голосования выберут наиболее подходящие типы площадок), а также раздевалками, местами для хранения инвентаря, мастерскими и выставочными пространствами.
Архитектурную часть проекта составляют два павильона: «проВоды» и «проСвет». Один – про “уйти”, второй – про “вернуться”. Павильоны стоят на пустых углах гостиных рядов, замыкая архитектурный ансамбль.
Павильон «проСвет» вмещает в себя многофункциональный зал для лекций, танцев и мастер-классов, современную библиотеку с компьютерами, буфет, коворкинг и смотровую башню, в которой располагается вертикальная экспозиция. Башня является маяком и ориентиром – местом, куда возвращаешься.
«Раньше недалеко от этого места стояла колокольня, на старых фотографиях ее видно с главной площади. Она держала композицию и выступала доминантой. Сейчас такой доминанты нет и от этого площадь выглядит очень плоско, наша башня должна деликатно выглядывать из-за гостиных рядов, уравновешивая общую композицию», – комментируют авторы свое решение.
Во втором павильоне «проВоды» располагается кафе, которое в летнее время может раскрываться и "выплескиваться" на территорию двора.
Авторы трактовали архитектуру гостиных рядов через рустованные уголки аркад, которые перенесли в свой объект. Со стороны улицы – это рустованные стены из кирпича и штукатурки, которые находится в диалоге с существующей застройкой, а во дворах – это прозрачные стеклянные объемы, раскрывающиеся на живые дворы. Два фронтона на фасадах башни подчеркивают сбивку в высотных уровнях между корпусами гостиных рядов, заостряют этот перепад.
Камышье
Авторы проекта: Елизавета Наруцкая, Софья Маркова, Ирина Лобова, Ольга Богданова.
Этот проект будет реализован. Повествование идет от имени авторов.
«Камышье» – не просто музей, а место, которое Галичу нужно. Место, которое должно не столько архивировать прошлое, сколько объединить настоящее, реальных людей нашего времени. Мы видели, что эти люди разъединены, распрятаны по своим домам и почему-то не сплетаются. А если бы те сплелись, спелись?
Мы пытались представить, что было бы, если б Место сбылось. Если бы в сердце города вклинивалась не парковка – та, что круглые сутки транслируется веб-камерой на главный сайт города? И если бы сцена, которая там, на лысом асфальте, возникает, стала бы постоянной площадкой действия? И представили.
Вот выросло «Камышье», стоит. И так зайдёшь поутру: кажется, будто ничего не появилось. Гул тока воды мерещится, да проблескивают сквозь тресту стоек торговые ряды, рынок, машины. Но вода – самая настоящая, не показалось. Это под срединным ядром здания, под Галионом, из глубокого колодца ворчит запертая Кешма.
Но за день наперекрёст Кешме в «Камышье» стекаются люди, и Место наполняется шумом будничных дел: болтовнёй из валёшной и пересмешками в кафе; шелестом сплетающейся сетки над принесённым отходническим артефактом; пробой аппаратуры к вечерней лекции в подкамышье; детьми, что галдят за дверями мастерской; шагами прохожего, поднявшегося глазеть со смотровой – где потише. Может, и песней со сцены на улице.
Появилось Место. Стоило только тресте пробиться и зашуметь.
Текст Лилии Байдак.