
До последней дверной ручки: архитектор про особенности проектирования частных домов
Дениэл Белецкий, руководитель архитектурного отдела ARXY, куратор программы «Проектирование частного дома» МАРШ
Авторы проекта: Антон Грибанов, Елизавета Климковская, Екатерина Скомаровская, Ирина Юрова.
Авторы предлагают создать в городе новое место притяжения – точку схода, сместить содержательный акцент с музейного пространства на пространства для создания и накопления социального капитала среди горожан Галича.
Проектом предполагается, что два крыла здания сходятся в символической точке схода – очаге. В крыльях располагаются пространства коммуникаций. В западном – коворкинг-кафе, в восточном – многофункциональная образовательная студия. В полукруглом секторе – очаг, историческая экспозиция отходничества, служебные помещения. Помимо трех общих входов, коворкинг-кафе и студия имеют свои летние выходы на террасу и внутренний двор. Одновременно в общественном центре могут с комфортом находиться около 100 человек.
Экспозиционную часть музея авторы разделили на четыре части. Первая – вводная, попав в которую люди смогут узнать, что такое отход, и его историю. Далее – тёмный иммерсивный зал с интерактивным медиаконтентом. Следом – зал сменной экспозиции музея. На выходе экспозиции – терминал базы данных, с помощью которого посетители могут узнать больше об отходничестве или проверить, являлись ли их предки отходниками.
Конструктивная особенность здания заключается в использовании очага и окружной стены как несущей конструкции кровли. Потолок открытого типа, с видимыми кровельными конструкциями. Внутренние помещения размещены по принципу “домиков в домике”.
Особенность благоустройства участка предполагает множество сценариев для деятельности людей. На открытой территории общественного центра можно отдыхать во дворе, на пирсе или в саду. Участвовать в мероприятиях на открытом воздухе. Летом кататься на лодках по пруду, сидеть на веранде кафе или устроить пикник на газоне. Зимой кататься на санках с вала, на коньках по замерзшему пруду.
Авторы проекта: Анна Грекова, Ксения Шилкова, Анна Павлова, Ренат Султанов.
Авторы этого проекта предлагают взглянуть на отходничество как на совершаемый путь, который позволяет осознать ценности происходящих событий, нового интересного дела, родного дома – Галича. По замыслу авторов, движение внутри объекта становится путешествием, а путь – коридором, который образует объём здания и организует функции внутри.
Путь ведёт через разные зоны: проходя входную зону, человек попадает в самую тёплую и уютную часть, где можно наблюдать домашнюю утварь и быт галичан, а из нее в холодную зону отходничества, где происходит взаимодействие с внешней средой – открытый пол с кусочком галичской земли, выход через улицу на смотровую башню. Следующей зоной являются ремесленные мастерские, проходя через которые человек сначала попадает в кафе, а после – на открытый пирс. Таким образом, пройденный путь, этот коридор, постепенно открывает вид на воду и продолжается длинным пирсом, уходящим в даль Галичского озера.
Авторы проекта: Елизавета Наруцкая, Софья Маркова, Ирина Лобова, Ольга Богданова.
Этот проект будет реализован. Повествование идет от имени авторов.
«Камышье» – не просто музей, а место, которое Галичу нужно. Место, которое должно не столько архивировать прошлое, сколько объединить настоящее, реальных людей нашего времени. Мы видели, что эти люди разъединены, распрятаны по своим домам и почему-то не сплетаются. А если бы те сплелись, спелись?
Мы пытались представить, что было бы, если б Место сбылось. Если бы в сердце города вклинивалась не парковка – та, что круглые сутки транслируется веб-камерой на главный сайт города? И если бы сцена, которая там, на лысом асфальте, возникает, стала бы постоянной площадкой действия? И представили.
Вот выросло «Камышье», стоит. И так зайдёшь поутру: кажется, будто ничего не появилось. Гул тока воды мерещится, да проблескивают сквозь тресту стоек торговые ряды, рынок, машины. Но вода – самая настоящая, не показалось. Это под срединным ядром здания, под Галионом, из глубокого колодца ворчит запертая Кешма.
Но за день наперекрёст Кешме в «Камышье» стекаются люди, и Место наполняется шумом будничных дел: болтовнёй из валёшной и пересмешками в кафе; шелестом сплетающейся сетки над принесённым отходническим артефактом; пробой аппаратуры к вечерней лекции в подкамышье; детьми, что галдят за дверями мастерской; шагами прохожего, поднявшегося глазеть со смотровой – где потише. Может, и песней со сцены на улице.
Появилось Место. Стоило только тресте пробиться и зашуметь.