#МАРШрекомендует. Список книг от Ольги Алексеенко и Юрия Пальмина
Архитектура новейшего времени «выходит из себя» с помощью фотографии: архитектурные формы трансформируются и предстают в новом виде в работах современных фотографов и кинематографистов.
Мы попросили Ольгу Алексеенко и Юрия Пальмина, архитектурных фотографов и кураторов курса «Архитектурная фотография», поделиться списком литературы, которая поможет вам лучше разбираться и чуть тоньше понимать искусство архитектурной фотографии. Сегодня мы публикуем лишь часть списка, одну из них вы наверняка успеете начать читать до старта курса 6 сентября.
• Новая история фотографии | ред. Мишель Фризо
Новая история фотографии» под редакцией Мишеля Фризо – это фундаментальный коллективный труд, созданный усилиями европейских и американских специалистов. Книга пережила несколько переизданий на французском языке и входит в списки обязательной литературы на факультетах фотографии европейских университетов.
В книге переосмысливаются многие традиционные подходы к изучению фотографии и этого направления в историческом контексте.
• Фотография как современное искусство | Шарлотта Коттон
Фотография была изобретена почти двести лет назад. С тех пор она эволюционировала от документального инструмента до художественного медиума и сейчас занимает свое место в искусстве наравне с живописью и скульптурой.
В своей книге Шарлотта Коттон раскрывает наиболее важные особенности современной арт-фотографии на примерах работ почти двухсот пятидесяти фотографов.
• О фотографии | Сьюзен Сонтаг
Сборник эссе по сей день остается одной из главных книг о фотографии. В своей работе Сонтаг разрушает стереотипы о фотографии и определяет отношение фотографии к реальности, времени и истории. Сонтаг подчеркивает ошибочность представлений о фотографии как средстве достоверного фиксирования опыта. Фотография по своей природе сюрреалистична, сюрреализм заложен в самой попытке создать дубликат мира, более узкой, но эффектной реальности.
• Фотография. Между документом и современным искусством | Андре Руйе
Автор предлагает свое видение истории становления фотографической эстетики, а учитывая его широкие познания в философии и истории искусств, читать его работу – это особенное интеллектуальное удовольствие. Кроме того, особенно ценно, что в своем труде Руйе дает всеобъемлющий исторический обзор, посвященный практике осмысления фотографии как культурного явления, как визуального медиума, как арт-техники.
• За философию фотографии | Виллем Флюссер
Автор рассматривает место фотографии в системе коммуникаций. В этом ракурсе проводится анализ фотографии как средства воздействия на сознание людей. Флюссер говорит о месте фотографии в общественных отношениях, о феномене свободы творца, о следствиях перехода от традиционного к техническому образу.
• Краткая история фотографии | Вальтер Беньямин
Три классических эссе («Краткая история фотографии», «Париж – столица девятнадцатого столетия», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), объединенные темой перемен, происходящих в искусстве, когда оно из уникального становится массовым и тиражируемым. Вальтер Беньямин предлагает посмотреть на этот процесс не c консервативных позиций, а, напротив, увидеть в его истоках новые формы социального бытования искусства, новую антропологию «массового зрителя» и новую коммуникативную функцию искусства в пространстве буржуазного мира.