Дарья Минеева: «Мне нравится, что развитие гибких навыков — процесс постоянный»
24 марта мы провели лекцию Дарьи Минеевой «Soft skills в творческих командах. Техники и инструменты развития "гибких навыков"». Дарья Минеева — архитектор, куратор программы «Re(New) Практикум по реконструкции зданий» в МАРШ и сертифицированный коуч Международной ассоциации коучинга. Она занимается изучением soft skills в творческих командах и персональным коучингом специалистов в креативных индустриях, а также ведет свой Telegram-канал.По итогам лекции мы собрали с Дарьей материал, включая запись лекции.
С удовольствием делимся им с вами. Текст написан от первого лица.
Одна из моих любимых цитат Льюиса Кэролла из «Алисы в стране чудес» каждый день становится все актуальнее: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Сегодня мир развивается стремительно. Рабочая среда и контекст постоянно меняются, есть гипотеза, что скоро будет меньше профессий на всю жизнь. Это волнующе. Перемены пугают. Что же может помочь справиться с этим волнением и увидеть новые ниши, клиентов, грамотно распределять время?
Понятие «гибкие навыки» появилось, чтобы выделить компетенции, в которых нет четкой последовательности действий и измеримого результата. Применимые независимо от контекста и в работе, и в жизни, без ограничений каким-либо видом профессиональной деятельности. С такими навыками, как новаторство, эмпатия, умение слушать, объяснять и сотрудничать, не рождаются. Им можно научиться и, имея нужные инструменты, их можно регулярно практиковать.
______________________
Китайская пословица гласит:
«Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад.
Следующее лучшее время — сегодня».
______________________
Простой пример.
Как правило, мы не очень хорошо умеем слушать других людей. Когда коллеги или близкие обращаются за советом, первая реакция — сразу же дать готовое решение, вместо того чтобы выслушать до конца. Это просто, ведь не требует напряжения, и незачем вникать, если уже известно решение. Однако есть и обратная сторона. Даже если допустить, что ответ верный, тот, кому вы его дали, не научится мыслить самостоятельно и в следующий раз придет снова. И так будет повторяться из раза в раз. Это не способствует развитию, а также снимает ответственность с того, чьей задачей было решить вопрос. Если же ваш ответ неверный, а к нему прислушаются, решение может сильно затянуться.
Чтобы лучше сотрудничать, практикуйте активную форму слушания и давайте грамотную обратную связь. Есть хорошее упражнение на тренировку активного слушания в паре.
В течение двух минут описывайте проблему, с которой столкнулись. Другой человек должен задавать вопросы и запрашивать дополнительную информацию, стремиться достичь максимально широкого понимания проблемы. Затем (и только затем) он может внести предложение, как вашу проблему можно решить. Сделав это упражнение один раз, поменяйтесь ролями.
В этом примере мы сталкиваемся сразу с несколькими социальными гибкими навыками:
- Понимание других людей — Восприятие чувств и точек зрения других людей, проявление живого интереса к их делам
- Содействие развитию других людей — Понимание потребности других людей в развитии и содействие раскрытию способностей
- Коммуникация — Умение слушать без предубеждения и передавать убедительную информацию
- Лидерство — Умение воодушевлять и вести за собой отдельных людей и целые группы, не снимая с них ответственности
- Сотрудничество и взаимодействие, способность работать в команде — Умение работать с другими для достижения общих целей
______________________
Успешные люди всегда ищут возможность помочь другим, люди далёкие от успеха всегда задают вопрос: «В чём здесь выгода для меня лично?»
Брайан Трейси
______________________
Здесь важно сказать и о втором блоке гибких навыков — личных навыках. Именно в опоре на них строится коммуникация и взаимодействие с другими людьми.
Зная свои сильные и слабые стороны, вы допускаете, что у другого человека также есть и суперсила, и то, в чем он слабее, что не делает кого-то лучше или хуже, а помогает распределять обязанности. Зная, что вас мотивирует или поддерживает, вы сможете задать правильные вопросы и поддержать другого человека.
Удивительная особенность гибких навыков состоит в том, что они не привязаны к определенному виду деятельности, а развиваются на протяжении всей жизни и чем бы вы ни занимались.
Например, актуальный сегодня вопрос — это взаимодействие со стрессом. На эту тему есть хорошая цитата: «Вы либо нервничаете, либо думаете». Можно потратить много сил на сопротивление тревоге, сложностям, с которыми столкнулись. Но задайте себе один вопрос: «Насколько это состояние продвигает вас к вашей цели?».
Если стимулирует действовать — возможно, это тот самый позитивный стресс, который увеличивает производительность, а также способствует обучению и развитию. Вспомните, когда вы выходили победителем из сложных ситуаций. Пусть этот опыт поддержит вас сегодня.
Если же стресс занимает все внимание, при этом напрямую не угрожая жизни, я бы посоветовала сместить фокус на то, что все-таки вас продвинет к вашей цели, и разобраться, куда вы все-таки идете.
Иногда нам нужна помощь коуча, чтобы сформулировать то, что хотим на самом деле — настоящую, не навязанную обществом цель. Без страха оценки.
А еще чаще — важна поддержка единомышленников, тех, кто тоже сталкивается с тревогами, проблемами и не будет оценивать с позиций хорошо / плохо. Для этого, например, собираются Мастер-майнд группы.
Чтобы формулировать цель настоящую, проверьте себя. Ее достижение зависит только от вас, цель конкретна, измерима, актуальна сегодня и определена во времени? Проговорите с коучем. Если вы наедине со своей целью, пропишите шаги к ее реализации. Это сильно помогает снизить тревогу.
И, конечно, секретный ингредиент: если мысль об этой цели дает энергию для ее осуществления, окрыляет вас — это ваша цель.
Пример с тревогой показывает нам личные гибкие навыки, такие как:
- Точная самооценка — знание своих сильных сторон и пределов возможностей, на которые мы можем опереться в нужный момент.
- Уверенность в себе — твердое ощущение собственной ценности и возможностей.
- Самоконтроль — сдерживание разрушительных эмоций и способность ясно мыслить в затруднительных обстоятельствах.
- Новаторство и приспособляемость — открытость новым идеям и методам, гибкий подход к переменам.
- Стремление к достижению цели — стремление к совершенствованию и использование информации, позволяющей уменьшить неопределенность, находить способы лучше справляться с делом.
Пять моих любимых книг, с которых стоит начать изучение эмоционального интеллекта и soft skills:
- Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ | Дэниел Гоулман
- Эмоциональный интеллект в работе | Дэниел Гоулман
- Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей | Уоллес Эми, Кэтмелл Эд
- Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix | Патти МакКорд
- Кто, а не как. Выбирай коллаборацию вместо конкуренции | Дэн Салливан, Бенджамин Харди
Подписаться на Telegram-канал.