#МАРШрекомендует. Список фильмов от Мари Миндиашвили
#МАРШрекомендует — это рубрика, где преподаватели Школы делятся своими находками, тем, что их вдохновляет. На этот раз архитектор, преподаватель интенсива PRO «Re(New) Практикум по реконструкции зданий» и сооснователь проекта Architecture Film Hot Shot Мари Миндиашвили делится подборкой любимых «архитектурных» фильмов.
«Я абсолютно убежден, что работа киносценариста и архитектора являются процессом, основанном на редактировании или монтаже, на искусстве создания программных или пространственных последовательностей»[1]
— Рем Колхас, SMLXL
Сегодня архитекторы все чаще стали говорить про кино, а режиссеры — про архитектуру. Эти две сферы деятельности схожи не только симптоматично, но они на фундаментальном уровне тождественны. Архитектуре необходима сценарность. Кино нуждается в архитектуре. В некоторых киноработах она выражена с максимальной яркостью. Мы с коллегами давно собираем коллекции «архитектурных» фильмов и делимся кадрами на наших страницах в Facebook и Instagram*. Сейчас мне бы хотелось рассказать о некоторых из них.
- Мой Дядюшка [Mon oncle], Жак Тати, 1958 год
Тати известен архитекторам по культовому фильму «Время развлечений» («Playtime», 1967 г.), в котором главный герой, господин Юло, обитает в мире лапидарной модернистской архитектуры и постоянно сталкивается с различными проблемами, связанными с непродуманными архитектурными решениями. Эту картину, впрочем, как и ранние фильмы Тати про господина Юло, среди которых «Мой дядюшка» — один из самых ярких, многие киноведы рассматривали как открытую критику модернистской архитектуры. Сам режиссер это отрицал и говорил, что если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что он критикует не саму архитектуру, но то, как используют модернистский дом главные герои: как предмет хвастовства, но не как пространство для жизни. Хотя, конечно, множество курьезных ситуаций, возникающих при близком знакомстве господина Юло с модернистской архитектурой, говорят скорее об обратном.
- Человек из Рио [L'homme de Rio], Филипп де Брока, 1963 год
Где еще можно увидеть, как Жан-Поль Бельмондо гуляет по модернистским красотам Рио, бегает меж арок дворца Планалту Оскара Нимейера, сокрушает врагов на фоне Национального конгресса Бразилии и пытается не упасть с высот стройплощадки Южного Коммерческого Сектора? Только в фильме Филиппа де Брока, конечно же. Любопытно, что фильм снят в то время, когда Бразилиа только-только строилась, более того, некоторые культовые архитектурные объекты Нимейера тогда еще не были достроены. Сюжет кино, возможно, забудется, но увиденные красоты города Бразилиа «развидеть» уже не удастся.
- Профессия: Репортер [The Passenger / Professione: reporter], Микеланджело Антониони, 1975 год
Антониони в своих интервью очень точно и подробно описывал методологию кинопроизводства. Свою работу он часто сравнивал с творчеством художников. Нередко говорил о том, что даже актер — лишь элемент изображения, причем зачастую не самый важный. Фигура, силуэт, портрет актера у Антониони всегда вписаны в общую композицию «кинополотна». Такое же внимание уделяется и всему остальному — колористике, окружению, пространству, архитектуре, способам монтажа, ритму и темпу повествования. Эта обдуманность, осознанность к подбору визуальных составляющих считывается во всех его работах. Фильм «Профессия: Репортер» особенно богат видами. Он был снят в четырех странах (в Испании, Германии, Алжире, Англии), и целый ряд знаковых архитектурных объектов оказался охвачен режиссёром в процессе создания фильма.
- Цвет Граната, Сергей Параджанов, 1968 год
Потрясающей красоты фильм был снят Параджановым в различных исторических местах Грузии, Армении, Азербайджана. В фильме показаны: монастырь Алаверди, монастырский комплекс Давида Гареджи, комплекс «Дзвели Шуамта» близ Телави, Старый город Баку, Нардаранская крепость, монастыри Санаин, Ахтала, церковь св. Иоанна в Ардви и многие, многие другие красоты Кавказа.
- Бриллианты навсегда [Diamonds Are Forever], Гай Хэмилтон, 1971 год
Наверное, трудно найти человека, который не был бы знаком с «Бондианой». Почти в каждом фильме о Джеймсе Бонде можно увидеть уникальные здания и постройки. В фильме «Бриллианты навсегда» главным бриллиантом является не сверкающий камень, а великолепный дом Артура Элрода, который был построен учеником Фрэнка Ллойда Райта Джоном Лотнером.
- Конформист [Il conformista], Бернардо Бертолуччи, 1970 год
Социально-политический фильм с участием «социально-политической» архитектуры Италии. Абсолютный шедевр. Любопытен тот факт, что здание дворца конгрессов Адальберто Либера, которое можно увидеть в «Конформисте», также было снято в другом политическом фильме — в «Эквилибриуме», при этом дворец из-за особенностей съемки везде воспринимается по-разному.
- Источник [The Fountainhead], Кинг Видор, 1949 год
Фильм является экранизацией одноименного романа Айн Рэнд, который уже давно стал настольной книгой многих архитекторов. Когда говорят об «архитектурном» кино, наверное, первое, что вспоминают наравне с «Метрополисом» Фрица Ланга — это «Источник» Кинга Видора.
- Колумбус [Columbus], Когонада, 2017 год
Чего скрывать, архитекторам нравятся фильмы об архитекторах. Или не нравятся, но они все равно смотрят. В «Колумбусе» жизни всех главных героев так или иначе связаны с архитектурой, в этом случае с архитектурой Сааринена.
- Эдвард руки-ножницы [Edward Scissorhands], Тим Бертон, 1990 год
Отличный пример того, как архитектура используется для создания особой сказочной атмосферы в кино. Удивительным в этом фильме является не замок, который так или иначе присутствует в каждой сказке, и даже не причудливый фигуративный дизайн кустов и деревьев, а то, как ординарная, абсолютно обыкновенная архитектура американских пригородов была преобразована малыми усилиями в сказочные, почти игрушечные домики. Специально для фильма были уменьшены окна домов и были перекрашены 44 дома в четыре цвета, которые сам Бертон описывал как маслянистый [butter], грязный голубой [dirty blue], цвет «грязного мяса» [dirty flesh] и цвет «зеленоватой морской пены» [sea-foam green].
- Запределье [The fall], Тарсем Сингх, 2006 год
Совершенно потрясающий с точки зрения визуального ряда фильм. Он охватывает огромный список достопримечательностей по всему миру. Только здесь, наверное, можно увидеть вслед друг за другом кадры, снятые и в Южной Африке, и в Намибии, и в Индии, и в Чехии, и на Фиджи, и в Индонезии, и в Аргентине, и в Италии, и в Турции и даже во Франции.
_______________
Наряду с художественными фильмами я бы хотела порекомендовать несколько документальных фильмов про архитектуру, визуально восхищающих, сюжетно увлекающих и концептуально интригующих. Каждый из этих фильмов по-своему интересен:
- Tadao Ando: From Emptiness to Infinity, Mathias Frick, 2013 год
- Легенда о Прюит-Игоу [The Pruitt-Igoe Myth], Чед Фридрихс, 2011 год
- Сколько весит ваше здание, мистер Фостер? [How much does your building weigh mr. Foster], Carlos Carcas, Норберто Лопес Амадо, 2010 год
- Барака [Baraka], Рон Фрике, 1992 год
- In Residence, NOWNESS (Короткие 5-минутные документальные фильмы)
Приятного просмотра!