Наринэ Тютчева станет руководителем дипломной студии в бакалавриате МАРШ в 2018-2019 учебном году
FUCK CONTEXT
«Гигантизм (bigness) больше не является частью городской структуры.
Он просто существует, в лучшем случае сосуществует.
Его подтекст — fuck context»
Рэм Колхас «S, M, L, XL», 1995
Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т.п.. Контекстуальность (обусловленность контекстом) — это условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения. Говорить, опираясь на контекст, — значит придерживаться установившегося в разговоре уровня абстракции и использовать понятия заданного в нём семантического поля. Потерять контекст в разговоре — это перестать понимать то, на что опирается собеседник, или интерпретировать его мысль в ином смысле, нежели тот, который подразумевает собеседник, исходя из заданного в разговоре семантического поля понятий. В более широком значении контекст — среда, в которой существует объект. С формальной точки зрения контекст представляет собой определённую систему отсчета. Связь — отношение общности, соединения или согласованности»
Википедия
Вынесенное в заголовок провокационное высказывание Рэма Колхаса в отношении высотной застройки в процессе многократного цитирования вышло за рамки того конкретного смысла, который в него вкладывал автор. Сегодня, во многом благодаря одноименной книге Владимира Паперного (прим.: Fuck context? – Екатеринбург: Tatlin, 2011), это выражение символизирует более широкую дискуссию о роли контекста и его связи с архитектурой.
«Само понятие контекста в архитектуре появилось, когда архитектуру начали рассматривать как текст, а это связано (по крайней мере, хронологически) с возникновением архитектурного постмодернизма. Новый текст, утверждали борцы с модернизмом, должен быть вписан в существовавший раньше, по возможности, не разрушая его».
В разговорах с Фрэнком Гэри, Робертом Вентури, Ричардом Мейером, Стивеном Холлом и другими архитектурными звёздами, Владимир Паперный обсуждал, среди прочих тем, вопрос взаимоотношения архитектуры и контекста. Приведу несколько высказываний из книги:
Александр Скокан: «Здание должно войти в окружающую среду, как человек входит в гостиную, полную других людей. Можно войти, например, топая сапогами, и громко закричать, а можно войти в приличном костюме, скромно представиться и завязать интеллигентную беседу» .
Антуан Предок: «А если беседа невыносимо скучна? Совсем не обязательно громко кричать, можно просто начать совсем другой диалог. Когда говорят о контексте, обычно имеют в виду самое примитивное его понимание: здание должно быть похожим на то, что рядом. Дело обычно кончается поверхностным украшательством (…) Посмотрите на наши горы Сандия, их можно читать как геологическую карту. И на этой карте видно, как тонок культурный слой. Заставляет тебя ощутить собственную незначительность. Начинаешь понимать контекст не в масштабе десятилетий, а в масштабе миллионов лет. Это и есть мой метод — анализировать историю территории не только в культурном, но и в геологическом смысле, начиная с доисторических времён».
Мис ван дер Роэ: «Less is more».
Вентури: «Less is a bore. Я за непоследовательность против сухой логики, за гибриды против чистой породы, за грязную жизнь против чистых схем, за многозначность против определённости».
Маршалл Берман, теоретик урбанизма: «На одном полюсе модернизм способен выродиться в тоталитарное безразличие к «хаосу» реальной жизни. На другом – содержит семена протеста против тоталитаризма».
Стивен Холл: «У модернизма были провалы, но провалы постмодернизма гораздо страшнее. Смотрите, все наши города застроены этими циничными декорациями, этими пустыми жестами. Что эти архитекторы хотят сказать нам? Что будущего нет?».
Ричард Мейер: «Архитектура не может изменить мир. Если ты хочешь изменить мир, занимайся политикой, а не архитектурой».
Фернандо Ромеро: «Технология изменила мир. Архитекторам моего поколения уже неинтересно переводить узко понятую местную ситуацию в архитектуру».
«Скажите, ну вот бывает, скажем, французская архитектура? — спросил Александр Скокан у Григория Ревзина в 2008 году. — По-моему, нет. Бывает просто Жан Нувель, Кристиан Портзампарк, ещё кто-то. Мне кажется, национальных архитектур больше не существует».
Фрэнк Гэри: «Я думаю, что всякое сооружение вырастает из программы — бюджет, контекст, назначение. Чем дальше ты отклоняешься от программы, тем дороже сооружение и тем ниже его эффективность. Тот факт, что я все ещё занимаюсь архитектурой, доказывает, что я соблюдаю правила. С другой стороны, бывают исключения. Я, например, видел кафедральный собор в Голландии, который местные жители превратили в художественный музей. Прекрасный получился музей».
Из этих высказываний видно, что взаимоотношения с контекстом, в самом широком смысле этого понятия, определило творчество каждого архитектора. Во-первых. А во-вторых, продолжаясь и по сей день, этот спор только набирает обороты, переходя в дискуссию о системе ценностей. Занимаясь профессиональной практикой, любой архитектор так или иначе взаимодействует с контекстом, даже если не придаёт ему значения или сознательно отвергает необходимость подобного взаимодействия. Отсутствие видимого контекста — чистое поле — также является контекстом. Поэтому цель данного курса — сформулировать взаимоотношения с контекстом, и, пройдя свой профессиональный путь длиною в год, добавить своё высказывание к вышеприведённому списку цитат.
ЗАДАЧА ПРОЕКТА
В качестве исходных данных для проекта будет предложена конкретная городская территория, обладающая признаками ансамбля, на которую утверждён генеральный план комплексного развития территории. Этот выбор обусловлен тем, что в реальной практике архитектор оказывается в подобной ситуации в подавляющем большинстве случаев. И перед ним возникает весьма сложная профессиональная задача: соблюдая предложенные ограничения, которые также являются частью контекста, найти архитектурное решение, которое было бы не только уместно в контексте задачи и ситуации, но и в контексте мировоззрения автора. Таким образом, проектная задача будет состоять в том, чтобы, во-первых, разобраться в контексте и контекстах, а во-вторых, выполнить архитектурный проект объектов, предусмотренных предложенным генеральным планом развития территории. В первом семестре предлагается изучить контекст территории через предложенную методику и выработать к нему своё отношение, параллельно формируя концепцию объекта.То, чем мы будем заниматься во втором семестре, напрямую зависит от результатов первого. Это эксперимент. Проблема в том, что в первом семестре предложена академическая методика проектирования в городском контексте. У студентов будет возможность на протяжении нескольких месяцев погрузиться в этот контекст и выработать к нему своё личное отношение. Насколько точно они смогут отразить своё отношение в запроектированном объекте — вопрос. Именно этот вопрос мы и должны будем задать себе в конце первого семестра. И не только задать его, но и обстоятельно проанализировать сделанное. Объяснив себе и другим все удачи и неудачи, наметить уже свой собственный путь постижения и освоения пространства с тем, чтобы пройти по нему во втором полугодии. Да, студенты опять будут создавать объект на том же месте. Но уже с другим пониманием ситуации. И, возможно, совсем другой.
Соглашусь, что это довольно рискованная задача. Во-первых, я не даю никакой «отмычки» для создания образа. Я делаю это сознательно. Я считаю, что на третьем, последнем году обучения в бакалавриате, очень важно найти свою собственную отмычку. Я лишь предлагаю набор упражнений, которые должны к этому привести.
Во-вторых, проектировать один объект целый год — «фу, какая скука», можете вы подумать. Так вот, дорогие друзья, хочу заметить, что это проверка на профпригодность, если хотите. Дело в том, что именно в процессе созидания и заключается профессия. Результат — это лишь промежуточная остановка на длинном пути. Про то, как идти по этому пути и выбирать маршруты, и будет наш проект. И кто сказал, что на этом пути не будет сюрпризов и неожиданностей?!