Архитектурные сооружения очень часто переживают свое первоначальное предназначение, и, следовательно, оказываются перед дилеммой – либо быть уничтоженными, либо трансформироваться, чтобы соответствовать новым потребностям человечества. Что делать со зданием, которое было построено для строго определенной технической надобности и утратило свой смысл? Что делать, если оно хорошо собой, расположено в хорошем месте, но его единственная перспектива – уничтожение? Что делать, если его структура не поддается трансформации для обычных функций?
Мы предлагаем студентам принять участие в коллективном проекте преображения одного московского здания, бывшей трансформаторной подстанции 1950х годов. Они должны будут проникнуть в чувственный мир здания, найти для него новые функции, придумать для здания новые чувства, поссориться, договориться, найти себе и новым функциям место в здании, создать для них свои собственные архитектурные языки и детали – и найти общий язык.
Архитектура это искусство реальных вещей и невещественных переживаний. Поэтому архитектору следует с одной стороны прислушиваться к своему ощущению окружающего мира, а с другой – уметь вызывать чувства в других людях при помощи строительных материалов.
Архитектуру следует делать руками. Архитектор никогда не работает один. Рук много.
Среди новых функций Трансформатора одна из самых необычных – вертикальная городская ферма – многоэтажное помещение для коз, коров и овец. Парадоксальное сочетание доиндустриальных технологий, величественного объема здания и слегка безумной жизни новых его обитателей дало начало острой пространственной композиции деревянной «этажерки». Собственное производство продуктов питания завершает образ автономного социального организма, современного ковчега, в который превращена трансформаторная подстанция. Домашние животные, вернувшиеся в город, метафорически соответствуют заброшенности самого здания, утратившего свое назначение. При этом технологический процесс и конструкции фермы тщательно продуманы, демонстрируя комбинацию «низких» технологий и современного языка архитектуры.