Московская область (МО) сравнима по размеру со Швейцарией или Бельгией, а по численности населения могла бы являться вторым городом России, равным Лондону. Но у Московской области нет ни пространственной идентичности страны, ни плотности и насыщенности городской агломерации.
Это периферия без центра. Периферия, где влияние мегаполиса сильно ощущается в одних местах, и совершенно отсутствует в других. Это место, где традиционные парадигмы планирования теряют силу, и возникает гибрид планирования и стихийного развития: смесь функций, типологий и операционных моделей – хаос, в котором можно потеряться.
Цель студии – исследовать феномен Московскую области как не-города и не пригорода, не периферии и не центра. Как сосуществуют городское планирование и стихийное развитие? Какие характеристики присущи этой модели? Как их использовать для проектов градостроительного масштаба, чтобы из хаоса создать структуру, максимально используя его потенциал?
Результат студии – это Инструкция по эксплуатации региона, руководство, как из набора существующих условий создать новую модель развития.
Архитектор сосредоточен как правило на зданиях, студия МО предлагала сменить фокус зрения и осмыслить территорию, ландшафт. Проект “Москва-Петушки” работает с культурным измерением ландшафта, создавая новую типологию линейного музея, протянувшегося вдоль пути героя бессмертной поэмы Венедикта Ерофеева. Автор сопоставляет физическую реальность пейзажа, то, что видит из окна пассажир электрички Москва-Владимир и литературный текст, размышления и переживания героя. В результате рождается серия инсталляций, пространственных интерпретаций поэмы, размещенных в ландшафтных “залах” музея. Вооруженный аудиогидом зритель следует за Веничкой одновременно и в пространстве подмосковных пейзажей и в пространстве одного из самых удивительных произведений российской прозы.