Управление развитием туристических территорий

Цель программы — выпустить профессиональных управляющих территориями, способных эффективно монетизировать потенциал любой локации через туризм.
СТАРТ — 2 февраля 2026
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — 5,5 МЕСЯЦЕВ
СТОИМОСТЬ — 400 000 ₽
ФОРМАТ — смешанный
Курорт Шерегеш, Кемеровская область, проект бюро IND
Получить консультацию
Если Вы хотите получить информацию по обучению в архитектурной школе МАРШ, пожалуйста, оставьте свой номер телефона и мы перезвоним Вам в ближайшее время.

О программе

Программа направлена на развитие компетенций стратегического управления туристическими территориями через системный подход.

На программе будет показан весь процесс работы с туристическим продуктом — от анализа исходных данных и создания гипотез до запуска проекта и определения стратегии его управления. Процесс будет раскрыт с точки зрения инвестора, проектного менеджера, отельера, строителя, управленца — чтобы дать слушателям комплексный взгляд на проблематику работы с рекреационными объектами.
онлайн — 2 будних дня + 1 выходной;
очно — 4 сессии по 4 дня.

Работа с кейсом

Для приобретения практических навыков управления развитием территорий студентам будет предложен один из реальных кейсов — Пещера Шульган-Таш в Башкортостане и Бухта Табунная в Приморском крае.

Каждая тема курса включает задание, решение которого слушатели будут искать для выбранного кейса, работая в командах. В программу включены выезды на территорию, камеральные и полевые работы, взаимодействие с заказчиком кейса, администрацией региона, местными жителями, федеральными экспертами. В результате каждого из этапов программы команда будет накапливать решения и информацию, продвигаясь от концепции развития к экономике, планированию пространства, плану управления и реализации проекта на срок до 10 лет.
Бухта Табунная, Приморский край
Задача:
Инвестиционный проект развития туристического парка «Бухта Табунная», расположенного вдоль Японского моря на полуострове Янковского, Приморский край.
Предложить концепцию рекреационного развития территории, включающую строительство туристской инфраструктуры и создание условий для привлечения инвестиций.
Кейс 1/2
Пещера Шульган-Таш, республика Башкортостан
Задача:
Комплексное развитие территории, прилегающей к Историко-культурному музейному комплексу «Пещера Шульган-Таш» вблизи Каповой пещеры – памятника природы в Бурзянском районе Республики Башкортостан. Пещера известна своими наскальными рисунками палеолитического периода.
Предложить концепцию туристического развития территории для разных сценариев использования – культурно-просветительского и рекреационного, подчеркнув уникальное расположение.
Кейс 2/2
Владельцы территорий
Руководители девелоперских продуктов / Инвесторы и инвестиционные фонды
Управляющие компании
Агентства территориального развития
Руководители туристических проектов
Корпорации развития
Архитекторы и урбанисты
Инвесторы и инвестиционные фонды
Руководители девелоперских продуктов

Для кого программа:

Особенности программы

Экспертиза
Кураторы и преподаватели программы — владельцы туристических компаний, управленцы с большим опытом, практикующие эксперты рынка в области мастер-планирования, экономики, проектирования, управления и других дисциплин, связанных с территориальным развитием и туризмом.
1/3
Нетворкинг
Курс станет платформой для профессионального нетворкинга и укрепления контактов между всеми участниками туристического рынка — владельцами и операторами локаций, сервисными компаниями, администрациями регионов, федеральными институтами поддержки и других.
2/3
Междисциплинарность
В рамках программы студенты будут работать над проектами в междисциплинарных командах, пробуя себя в разных ролях, постоянно обмениваясь опытом. Эксперты по различным направлениям будут сопровождать их на протяжении всего курса и регулярно делиться обратной связью по заданиям и наработкам.
3/3

Состав программы

Введение в туриндустрию
модуль 1
Вы изучите:
Тренды, перспективы развития рынка
Государственные документы и регламенты, основные понятия в туристическом девелопменте
Основы управления проектами: лидерство, менеджмент, инструменты работы в команде
Исследование
модуль 2
Вы научитесь:
В рамках модуля вы получите кейс для проектной работы, совершите выезд на локацию (дорога оплачивается самостоятельно), проведете комплексную оценку территории и сформируете продуктовую гипотезу для вашего проекта.
Определять уникальность территории с точки зрения природных, культурных, экономических и социальных ресурсов
Исследовать целевые аудитории и определять их потребности
Проводить комплексный анализ территории (земельный участок, экология, транспортная доступность, инфраструктура, локальный бизнес, кадровый резерв)
Работать с идентичностью территории
Исследовать локальный рынок и конкурентов
Формировать продуктовую гипотезу и финансовую модель
Создание
модуль 3
Вы научитесь:
В рамках модуля вы создадите бизнес-план реализации проекта: пройдете все этапы до окупаемости, определите финансы и источники финансирования, необходимые на каждом этапе, список подрядчиков для реализации проекта.
Учитывать меры поддержки (партнерства, концессии, инвестиции) для реализации проекта
Планировать функциональное зонирование и путь клиента
Разбираться в видах сервисов на туристских территориях и формировать сервисную модель
Разрабатывать инфраструктуру, дизайн-код и архитектуру будущего проекта
Планировать этапы проектирования и строительства, привлекать финансирование и формировать команду подрядчиков для их реализации
Составлять техзадания для закупочных процедур
Разбираться в процессах экспертиз, необходимых для запуска различных типов объектов
Составлять бизнес-план реализации проекта с опорой на долгосрочную стратегию
Управление
модуль 4
Вы научитесь:
В рамках этого модуля вы создадите проект управления локацией: продумаете план выхода на рынок и продажи, структуру и бюджет управляющей компании.
Формулировать УТП и бренд локации
Планировать продвижение
Формировать структуру команды и управляющей компании
Разрабатывать план эксплуатации пространства.

Преподаватели курса

Оксана Клименко
Президент Ассоциации менеджеров проектов «Проектный Альянс», исполнительный директор Green Project Management Global в России и странах СНГ
Светлана Бурова
Отельер, основатель Школы BURO hotel
Владимир Волошин
Спортивный предприниматель, со-основатель МойФитнес.рф, Лига Марафонов BRICS, IRONSTAR и ROSA RUN. Председатель Экспертного совета АССК
Анна Клепиковская
Директор Ассоциации по сохранению и развитию природного и культурного наследия «Голос Севера». Соучредитель семейного проекта Культурно-ландшафтный Парк «Голубино»
Анна Булочникова
Куратор программы.
Основатель и управляющий директор Территории.РФ, эксперт пространственного развития в сфере туризма
Лев Шагаров
Директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию курорта «Красная Поляна», эксперт в области устойчивого развития
Константин Анучин
Директор Ассоциации малых туристских городов
Архитектор, партнёр архитектурного бюро Megabudka. Модельер, музыкант
Дарья Листопад
Ирина Орландини Авруцкая
Специалист в области гостеприимства и гастрономии. Основатель компании Like4Like и трендхантингового агентства GFT Agency
Алла Ганстер
Генеральный директор туроператора «Камчатская Юрта» индивидуальных премиум путешествий на Дальнем Востоке
Дмитрий Плотников
Советник по развитию туризма ПАО «Абрау-Дюрсо», эксперт по развитию туристических территорий и отельному девелопменту
Юлия Пацеля
Независимый эксперт, консультант по территориальному развитию и инвестициям в культурное наследие

FAQ для поступающих

Почему МАРШ?

Подход и принципы
Обучение в МАРШ построено на проблемно-ориентированном подходе. Мы воспринимаем проект не просто как набор чертежей, а как ответ автора на поставленную перед ним задачу, который содержит его ценности и философию.

Нам важно развить в студенте способность чувствовать, анализировать, рефлексировать и брать ответственность за свои решения.
Автор работы: Ксения Голованова, студентка МАРШ
11
лет в образовании
выпускников
работают по специальности
400+
95%